Древнеримские ораторы обращались к согражданам с городских форумов, французские революционеры призывали на баррикады с помощью листовок, передовая русская общественность 19 века издавала подпольные газеты, Франклин Рузвельт использовал радиовещательные сети в ходе предвыборной кампании, Джон Кеннеди на президентских выборах задействовал силу телевидения. Журнал Newsweek в последнем номере всерьез обсуждает возможность победы на американских президентских выборах 2008 года независимого кандидата от интернет-сообщества, а во многих странах, включая Россию и США, ведутся проекты по созданию электронного правительства.
На последних президентских выборах в США Джордж Буш одержал победу с незначительным перевесом в числе голосов. По данным Newsweek, на сегодняшний день более 40 процентов американских граждан называют свои политические взгляды независимыми и не поддерживают ни правящую сейчас Республиканскую партию, ни проигравшую на последних президентских выборах Демократическую партию. По мнению американских аналитиков, победу на следующих президентских выборах сможет одержать кандидат, который будет опираться на все каналы распространения информации, и прежде всего, на интернет.
Первое время социальная активность интернет-пользователей ограничивалась проведением акций протеста, флеш-мобов, GPS-игр и городских интернет-квестов, и не вызывала серьезного интереса со стороны профессиональных политиков и PR-менеджеров. Вернее, регулированием социальной активности и манипулированием мнением интернет-пользователей в меру своих возможностей с момента появления глобальной сети занимаются и коммерческие компании, пытающиеся бороться с музыкальным и видео-пиратством в интернете, размещающие онлайновую рекламу и занимающиеся скрытым маркетингом, и политики, закрывающие экстремистские сайты, лицензирующие электронные СМИ или вводящие цензуру в интернете, но до настоящего времени никто не воспринимал интернетчиков как серьезную силу, какую, например, в 19 веке революционеры видели в рабочем классе.
В мае в США появилась "третья политическая сила" - интернет-партия Unity08, которую возглавили профессиональные политики демократы Гамильтон Джордан (Hamilton Jordan) и Джеральд Рэфшун (Gerald Rafshoon), помогавшие одержать победу Джимми Картеру (Jimmy Carter) на президентских выборах в 1976 году, и республиканец Дуг Бэйли (Doug Bailey), занимавшийся предвыборной кампанией 32-го президента США Джеральда Форда (Gerald Ford). Unity08, сделавшая ставку на сторонников "третьей силы" - избирателей, не входящих в партии демократов и республиканцев, собирается провести онлайновый съезд, на котором будет выбран независимый кандидат на президентские выборы 2008 года.
Появление интернет-партии именно в США является скорее закономерным, чем случайным. Соединенные Штаты стабильно занимают первую строчку рейтинга стран по численности интернет-пользователей, которых, по данным Pew Internet & American Life, в США более 147 миллионов человек. Кроме того, интернетом пользуется 73 процента взрослого населения Соединенных Штатов.
Unity08 планирует привлечь 50 миллионов онлайновых американцев, то есть треть интернет-пользователей США. Затея, мягко говоря, более чем амбициозная. Предвыборные технологии в США и до этого отличались отсутствием инертности мышления и поиском нестандартных решений. Тридцать шестым американским президентом был бывший киноактер, только двадцать лет назад Америка делала ставку на популярность кинематографа и привлекала в большую политику звезд шоу-бизнеса, а в начале 21 века американцы решили сделать интернет главным орудием демократии.
Преимущества интернета достаточно очевидны: большой охват аудитории, низкая стоимость проведения рекламной кампании и осуществления скрытого влияния через блоги, форумы и т. д. Интернет, к примеру, не требует расходов на проведение агитации в каждом отдельном регионе, поскольку само понятие глобальной сети предполагает удаленное общение. Есть и менее очевидные преимущества интернет-технологий.
С одной стороны, раздача пирожков под выступления раскрученных шоузвезд в ходе предвыборной агитации привлечет, скорее всего, больше американских, да и не только, обывателей, чем приглашение посетить сайт, которое политически несознательные граждане, с большой степенью вероятности, проигнорируют или удалят как спам. С другой стороны, интернет, в отличие от прессы, радио и телевидения, является единственным интерактивным каналом распространения массовой информации. Интернет может, к примеру, у техасского фермера создать более ярко выраженное ощущение причастности к политической жизни страны, в то время как телевидение создало пропасть между гражданами и главою государства. Здесь уместно вспомнить инициативы Владимира Путина по общению с народом с помощью телевидения, участие в котором приняли миллионы российских граждан.
Происходящие в США изменения являются показательными для всего мира только потому, что на сегодняшний день именно там интернет наиболее развит, соответственно, все качественные преобразования происходят в американском сегменте интернета раньше, чем в других странах. Как бы там ни было, однонаправленное общение власти через средства массовой информации, принятое во всем мире, явно проигрывает интерактиву, по крайней мере, по популярности среди граждан, и инициатива американских политиков может запросто сработать.
В Древней Греции, когда жители города могли собраться на площади для обсуждения и решения политических вопросов, в мероприятии принимала участие значительная часть граждан. Укрупнение государств, произошедшее за последние две тысячи лет и стершее с лица земли города-государства, привело к тому, что граждане фактически не принимают участие в политической жизни государства, делегировав эти обязанности институтам власти. Одной из основных причин этого можно назвать отсутствие технологий, позволявших бы гражданам более активно участвовать в принятии политических решений страны. Поскольку несколько десятков или сотен миллионов граждан физически не могут собраться в одном месте для обсуждения чего-либо, единственной распространенной на сегодняшний день формой диалога с властью является проведение референдума, и, разумеется, в какой-то степени уличных демонстраций и акций протеста, правда, по инициативе противоположной стороны.
Интернет устраняет необходимость физического присутствия в одном месте миллионов людей для ведения диалога, со временем его влияние на формирование нового общественного строя может оказаться значительно более серьезным, чем предполагалось ранее. Формы взаимодействия власти и граждан в недалеком будущем, скорее всего, выйдут за рамки банальной публикации текстов законов в интернете, равно как и разрабатываемые в ряде экономически развитых стран, в том числе в США и России, проекты электронного правительства (e-government) могут со временем трансформировать форму государственного устройства и вообще устранить понятие территориально ограниченного государства.
Владимир Борзыкин