Мир
22:31, 1 июня 2006

Полное взаимонепонимание Вашингтон и Тегеран предлагают друг другу диалог на заранее неприемлемых условиях

Иван Яковина

При анализе последних заявлений США и Ирана в адрес друг друга, возникает впечатление, что стороны просто не слышат и не хотят слушать друг друга. И Вашингтон, и Тегеран демонстрируют готовность к переговорам, но предварительно выдвигают друг другу заранее неприемлемые условия.

В последнем предложении, озвученном Кондолиззой Райс, США выразили готовность пойти на прямые переговоры с Тегераном. Однако выдвинули предварительное условие - Иран должен прекратить обогащение ядерного топлива.

Для Тегерана, который во всеуслышание объявил главной целью своей ядерной программы создание полноценного ядерного цикла, это условие категорически неприемлемо.

Но при этом, на следующий же день глава иранского МИДа Манушер Моттаки заявил о готовности к переговорам. И тоже выдвинул условие: ядерная программа его страны должна развиваться так, как захотят сами иранцы.

Этого, в свою очередь, никак не могут допустить на Западе. Там опасаются (и справедливо), что от получения технологии полного цикла обогащения урана до создания собственного ядерного оружия - один шаг, причем очень небольшой.

В результате обе стороны остаются на своих позициях, и получают дополнительные аргументы в дипломатической перебранке. И те, и другие с полным на то правом могут заявить, что предлагали выход из тупика, но "твердолобые" американцы или иранцы (в зависимости от стороны спорщика) никак не хотят идти на компромисс.

В результате Иран и США все больше утверждаются во мнении, что переговорный процесс обречен на неудачу, а посему пока можно продолжать гнуть свою линию, невзирая на протесты с противоположной стороны.

Кондолизза Райс, Госсекретарь США: "Как только Иран прекратит обогащение урана, США сядут за стол переговоров с Ираном". Фото AFP
Lenta.ru

Тегеран, убедившись в бесперспективности диалога с "евротройкой", может пойти на выход из соглашения о нераспространении ядерного оружия, что даст ему легитимные (с точки зрения международного права) основания для развития собственной ядерной промышленности без оглядки на мировое общественное мнение. В этом случае Европа и США вполне могут убедить Россию и Китай в полной неспособности иранского режима к компромиссу и выторговать санкции против строптивой страны.

В пользу именно такого развития событий свидетельствует дипломатическая активность, развитая в последнее время Китаем. В руководители КНР, всегда чутко улавливающие тенденции всех мировых процессов, уже совершили ряд поездок по нефтедобывающим странам. Их целью было заручиться гарантиями поставок энергоносителей в случае санкций против Ирана - основного экспортера энергоресурсов в Китай.

Более того, 31 мая в Пекине прошла встреча руководства КНР и представителей 22 арабских государств. Ключевой темой в повестке дня было как раз бесперебойное снабжение ближневосточной и африканской нефтью быстрорастущей китайской экономики. В обмен Пекин предлагает арабам свое покровительство на международной арене, где осиротевшие после падения СССР ближневосточные лидеры вынуждены следовать в фарватере американской политики

Видимо, пекинские товарищи все же дадут Западу право на введение санкций против Ирана. Однако произойдет это только после того, как Китай будет полностью уверен в бесперебойном снабжении нефтью.

Манушер Моттаки, глава МИД Ирана: "Мы не откажемся от права нашей страны на обогащение урана, но готовы к переговорам по вопросам, представляющим взаимный интерес". Фото AFP
Lenta.ru

В США это понимают и не слишком торопят события. Тем более, что потенциальный кризис в КНР для мировой экономики станет куда большей проблемой, нежели санкции против Ирана.

Согласие России на введение жестких мер против Тегерана будет получить и того проще. У Вашингтона есть серьезные рычаги воздействия на Москву. В зависимость от сговорчивости российского руководства по иранскому вопросу может быть поставлено согласие США на вступление в ВТО и отмена поправки Джексона-Вэника.

Кроме того, в Вашингтоне отлично понимают, что в российских властных структурах уже давно прикинули возможные выгоды от возможного скачка цен на нефть и отчаянно борются с искушением позволить американцам отсечь третьего в мире экспортера нефти от мирового рынка.

По всей видимости, торговля за формулировки в тексте очередной резолюции ООН по поводу иранской ядерной программы подходит к концу. Согласованный вариант будет представлять из себя чуть смягченный вариант американо-европейского проекта, предусматривающего введение санкций против Тегерана в случае его неподчинения воле мирового сообщества.

В первый день июня в Вене собираются представители "евротройки", США, Китая и России. По сообщениям из некоторых источников, стороны уже вплотную приблизились к выработке общего текста. Тем более, что американцы согласились исключить из текста резолюции ссылку на седьмую главу устава ООН, предусматривающую применение военной силы. Однако ссылка на 41-й параграф этой главы останется. Именно он предусматривает введение экономической и дипломатической блокады.

Не исключено, что в проекте резолюции будет содержаться некий "крайний срок" по истечении которого иранская ядерная программа будет считаться абсолютно незаконной и дорога для принятия более решительных мер против Тегерана будет открыта.

Махмуд Ахмадинеджад, президент Ирана: "В случае введения санкций, Запад пострадает сильнее Ирана". Фото AFP
Lenta.ru

Иранские власти неоднократно заявляли, что выйдут из состава участников МАГАТЭ, если в резолюции ООН будет содержаться прямая или завуалированная угроза применения санкций против этой страны. Так что если Тегеран все же обнаружит в тексте документа намеки экономическое эмбарго и, тем более, применение силы, то и иранцы могут отказаться от участия в договоре о нераспространении ядерного оружия.

Это только подтвердит правоту сторонников жестких мер в отношении "непредсказуемого режима". Санкции, которые, конечно, ни в чем не убедят Иран, чьи руководители не раз заявляли, что их народу любая блокада нипочем. Работы по обогащению урана будут продолжены.

На этот случай в уставе ООН существует следующий, 42-й параграф, который гласит: "Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в параграфе 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности".

Что стоит за этой формулировкой, догадаться нетрудно.

< Назад в рубрику