В начале июня на заседании российского правительства Михаил Фрадков подал идею воссоздать Министерство торговли. Министры отмолчались, и тема в тот день больше не поднималась, однако на следующий день все газеты восприняли высказывания Фрадкова однозначно - Минэкономразвития, в чьем ведении сейчас находится торговля, готовят к расколу.
В начале времен Минэкономразвития не было, а были: Минторг, Минэкономики и Госкомсевер. Их объединили в 2000 году, и новое министерство, МЭРТ, возглавил Герман Оскарович Греф. Он же явился бессменным главой МЭРТ.
В начале 2006 года МЭРТ подчинялись следующие агентства и ведомства: Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и Федеральная таможенная служба (ФТС).
В середине мая 2006 года Таможенная служба в самый разгар винной войны с Грузией и Молдавией была выведена из подчинения Минэкономразвития, а тогдашнего главу ФТС, Александра Жерихова, заменили проверенным товарищем из Рособоронэкспорта. Смене таможенной власти сопутствовал громкий скандал.
По словам премьер-министра, в кулуарах правительства активно обсуждается идея воссоздания Министерства торговли. Для Грефа это будет означать потерю контроля над еще одним важным элементом регулирования и планирования российской экономики. Справедливости ради надо заметить, что пока там делается немногое. По многим приоритетным направлениям торговли доля России составляет единицы и доли процента.
В разгар кризиса в печати появились сообщения о том, что глава Росимущества Валерий Назаров также не хотел бы подчиняться Грефу и вопрос перехода агентства к другим структурам уже обсуждается в президентской администрации. Сам Валерий Назаров давно спорит с МЭРТ по поводу создания холдинга авиаперевозчиков. По мнению главы Росимущества, предприятие надо создавать на базе "Аэрофлота", а Греф защищает менее крупный AiRUnion.
Получив Росимущество, Михаил Фрадков сумеет поставить под свой прямой контроль значительные финансовые ресурсы: более 1,6 триллиона рублей поступлений в бюджет от внешнеэкономической деятельности и 85,7 миллиарда рублей поступлений от управления госимуществом.
Пока официальная версия отрезания частей от МЭРТ выглядит следующим образом - Грефа освободят от всех ведомств, которые мешают ему сосредоточиться на макроэкономических показателях. Наверняка доля правды в этом есть, однако глава МЭРТ - это нечто большее, чем просто министр.
Положение обязывает Грефа постоянно находиться в оппозиции, так как одной из его основных задач является прогнозирование развития российской экономики. Из-за этого его выступления зачастую вызывали отторжение у других членов правительства. Оно и не удивительно - глава Минэкономразвития одним из первых указал в официальном отчете, что поставленная президентом задача удвоения ВВП до 2010 года невыполнима при нынешних темпах развития.
Кроме того, Герман Греф всегда был занят выбиванием из бюджетных средств дополнительных двух-трех миллиардов долларов. Так, недавно, добившись выделения 70 миллиардов рублей в год на создание Инвестиционного фонда, он загорелся идеей модернизации таможенных постов и реформирования таможни, на которую понадобилось уже свыше 80 миллиардов.
С таможней получилось не очень хорошо. И когда "ушли" Жерихова, а ФТС перестала подчиняться Грефу, министр, которому на заседаниях правительства не ставил подножку только ленивый, заявил Владимиру Путину о своей готовности в случае необходимости уйти в отставку. Пока же все ждали развития сюжета с отставкой, Греф устроил жаркие деньки в комиссии по подготовке бюджета. Представленный им прогноз, на котором базируются бюджетные показатели, разительно отличался от ожидаемого.
Во-первых, документ задирал плановую цену на нефть до 60 с лишним долларов за баррель, что в рамках консервативной финансовой политики России можно назвать только безрассудством. Во-вторых, благодаря этому изменению оказалось, что доходы бюджета значительно выросли, а значит, их надо поделить на ближайшем заседании правительства. Результатом этого смелого хода стала угроза срыва всего бюджетного процесса, ведь до принятия основного финансового документа страны остается около трех месяцев.
В ответ Михаил Фрадков, которому к тому моменту уже подчинялась таможня, решил еще больше ослабить Грефа и вбросил мысль о создании Минторга (отметив, что своего мнения по этому поводу он не выскажет). Премьер-министр не мог сделать более ясного намека - он потерял место главы Минторга в образовании Минэкономразвития в 2000 году (свои посты тогда также потеряли Андрей Шаповальянц из Минэкономики и Владимир Гоман из Госкомсевера).
На полях стоит отметить, что аналитики не в первый раз "ослабляют" и даже "отправляют в отставку" Германа Грефа. В этот раз они дают ему время максимум до конца лета. Однако разговоры о возможном уходе главы МЭРТ шли и раньше, особенно когда он года три назад попал в автомобильную аварию и исчез из политической жизни на целых два месяца. Правда, тогда от министерства не отрезали ломтики.
Между правительством и отставкой Германа Грефа есть только одно препятствие - президент Российской Федерации, который до недавнего времени не давал в обиду экономиста. Однако и эта преграда почти убрана, ведь глава государства уже согласился отобрать у МЭРТ таможню и не сказал Грефу, чтобы тот и не думал об отставке.
Похоже, дело за малым. И этого малого зовут Владимир Путин.