Интернет и СМИ
02:01, 9 июня 2006

Разговор слепого с глухим Путин не услышал иностранных журналистов, а те не увидели у нас свободы слова

В Москве завершился Всемирный газетный конгресс. Организаторы и российские чиновники заверяют о небывалой успешности журналистского слета. По словам главы Роспечати Михаила Сеславинского, форум выполнил главную задачу - изменил мнение иностранных журналистов о России. "Некоторые приехали, думая, что едут на экскурсию в тюрьму. Другие ехали и думали, что едут в дикую страну и увидят мужиков в лаптях и женщин в кокошниках. Вместо этого они увидели современный большой город, увидели, что мы можем организовывать большие форумы в самом сердце Москвы, в ста метрах от Кремля", - заявил в среду в интервью "Эху Москвы" Сеславинский.

Однако мнение главы Роспечати как-то плохо вяжется со статьей, появившейся в британской Times на следующий день после закрытия мирового форума. В своей передовице одна из самых авторитетных газет в мире пересказывает циркулирующий с марта и неоднократно опровергнутый слух о продаже "Коммерсанта" структурам Романа Абрамовича. Предполагаемую смену владельца издание преподносит как "падение одного из последних бастионов свободной прессы в России". Совсем не ту мысль пытался донести российский президент Владимир Путин, выступая перед делегатами из 104 стран на церемонии открытия конгресса. "Наш народ сделал свой осознанный выбор в пользу демократии. Важнейшим гарантом его необратимости по-прежнему остается свобода СМИ", - заявил президент.

Статья в Times согласуется, скорей, с другим мнением, озвученным на конгрессе. Выступая в Кремлевском дворце в присутствии российского лидера, президент Всемирной газетной ассоциации Гэвин О`Рейли констатировал, что в России олигархический контроль над СМИ сменился государственным. Поскольку это заявление было сделано в самом начале конгресса, то можно предположить, что именно эту точку зрения планировали опровергнуть российские чиновники и Владимир Путин. Отвечая на прозвучавшую критику, российский президент в понедельник сказал: "Доля активов государства на рынке российской прессы неизменно сокращается".

Но позиция российского президента, похоже, показалась не очень убедительной участникам конференции. За три дня, пока продолжался форум, они выслушали немало леденящих кровь историй о нарушениях свободы слова в России. Многим наверняка запомнилось выступление независимого депутата Госдумы Владимира Рыжкова. Он пожаловался на то, что вот уже четыре года лишен возможности общаться со слушателями радиостанции "Маяк". Рыжков поделился с собравшимися той радостью, которая его охватила, когда некоторое время назад к нему обратился журналист этой радиостанции с предложением поучаствовать в прямом эфире. Несмотря на то что выступление могло состояться только с часа до двух ночи, Рыжков немедленно согласился. Впрочем, интервью так и не состоялось, поскольку за два дня до эфира журналист неожиданно заболел. По словам Рыжкова, он не стал уточнять диагноз, который, как оказалось, известен ему заранее. Куда более кратко депутат высказался о национальных телеканалах, ограничившись заявлением о том, что дорога на них оппозиции заказана.

Еще одна причина, почему попытки российских чиновников повлиять на мнение журналистов не привели к ожидаемым результатам, связана с отсутствием у Москвы сильных сторонников в среде крупных англоязычных СМИ. Пока "Газпром", РЖД и прочие хозяйствующие субъекты успели прибрать к рукам только крупные русскоязычные издания, однако в этот раз толку от них оказалось немного - в центре внимания участников конгресса попали совсем другие газеты, а именно International Herald Tribune (IHT) и The Moscow Times. А им явно было не по пути с Кремлем. Рассказывая об открытии конгресса в Кремле, IHT не без ехидства сообщала, что ни один из трех российских национальных каналов не показал акцию протеста национал-большевиков. Статья была подготовлена по материалам информационных агентств и явно не соответствовала действительности: в вечерних выпусках новостей "большая тройка" об акции нацболов отчиталась.

Тенденциозно освещала форум и The Moscow Times. В среду издание отдало под конгресс всю передовицу (Россия, как оказалось, небольшая страна: Кремль да Манеж). Серьезные вопросы вызывает размещение на передовице, по крайней мере, двух статей из трех. Первая начиналась с информации о переговорах между структурой Романа Абрамовича и газетой "Коммерсант" о продаже издания. Проблема, однако, в том, что информация о начале переговоров относительно продажи "Коммерсанта" структурам Романа Абрамовича появилась не во вторник и даже не в понедельник, а в середине марта. Получается, что у статьи о переговорах в том виде, в котором она вышла, не было информационного повода. С явным опозданием появился и еще один материал с передовицы. В нем комментировалось заявление президента, произнесенное двумя днями ранее.

Разговоры в кулуарах также не способствовали изменению отношения к России. Пока издатели российских газет рассказывали с трибуны о своих и чужих успехах, их западные коллеги интересовались, когда эти издания отойдут государству. Источник "Ленты.Ру" в руководстве крупного медиахолдинга уверяет, что до конца года будет завершена сделка по продаже "Комсомольской правды" компании "Газпром-медиа". Наш собеседник дал понять, что стоимость газеты уже согласована и сейчас стороны обсуждают детали сделки. Он также попросил не сомневаться в том, что газета покупается как инструмент политического влияния. Глава "ПрофМедиа" Рафаэль Акопов отказался подтвердить эту информацию.

Выступление Владимира Путина. Фото Евгения Раздобарина, Lenta.Ru
Lenta.ru

Если кто и расстался с привычными стереотипами о России, так это организаторы конгресса. Как признался в эфире "Эха Москвы" генеральный директор Всемирной газетной ассоциации Тимоти Болдинг, он очень удивился, когда в понедельник в газете "Коммерсант" появилась статья о мероприятии. Издание утверждало, что доклад президента ассоциации был серьезно подкорректирован по просьбе президентской администрации. "Извините, но это нечестная журналистика", - критикует Болдинг газету, которую Times считает одним из последних бастионов демократии в России. Особенно обидело Болдинга то, как издание его процитировало: "Я сказал – извините, мой друг, но это просто чепуха. Если мне правильно сообщили, то в статье говорилось - "Тимоти Болдинг отказался подтвердить эту историю". Публикация "Коммерсанта" возмутила и О`Рейли. Он уверяет, что его речь была такой, какой он ее написал. Впрочем, это объяснение выглядит не очень убедительно. В интервью "Ленте.Ру" вице-президент Всемирной газетной ассоциации Евгений Абов признал: текст выступления присылался на согласование Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), в него были внесены исправления, часть из них была позднее учтена О`Рейли. Впрочем, Абов уверяет, что президентская администрация тут ни при чем.

Попытки российских чиновников, с одной стороны, и журналистского сообщества, с другой, использовать конгресс в пропагандистских целях привели к тому, что мероприятие оказалось куда менее эффективным, чем ожидали некоторые участники. По мнению Рафаэля Акопова, за дебатами о свободе слова как-то забылось о том, что это отнюдь не единственная проблема российского рынка. Не меньше вреда, по мнению медиаменеджера, приносит субсидирование СМИ властями различных уровней. Впрочем, Болдинг вполне доволен тем, как прошла конференция: "Я могу сказать, что это самое успешное мероприятие газетчиков в нашей истории. В деловом смысле это замечательная конференция". Особенно ценным Болдинг считает то, что на конгрессе много говорилось о будущем газет в эпоху Интернета. Издатели, разумеется, пришли к выводу, что оно есть.

Многих из присутствующих интересовали перспективы инвестиций в российский печатный рынок. Несмотря на существующие претензии к свободе слова, западные издатели вынашивают масштабные планы по экспансии на российский рынок, в том числе и на газетный. В частности, директор по региональному развитию Bonnier Group Олег Третьяков подтвердил "Ленте.Ру", что компания планирует заняться газетами general interest (общего интереса). При этом рассматривается не только открытие новых изданий, но и покупка уже существующих. Кроме того, уже в ближайшем времени Bonnier Group намерена открывать городские газеты о бизнесе в городах-миллионниках. Ожидается, что этим летом совет директоров компании примет стратегию развития бизнеса в России.

Пока в России совсем немного газет, которые создавались как бизнес и продолжают следовать своей первоначальной концепции. Большинство же изданий используются как механизм политического влияния. Приход западных компаний на печатный рынок может оздоровить ситуацию. Крупные мероприятия, вроде Всемирного газетного конгресса, способны серьезно повысить привлекательность страны. А вот надеяться на то, что с помощью таких форумов можно улучшить имидж России, едва ли стоит.

Владимир Моторин

< Назад в рубрику