Геростраты XXI века

Как убить себя так, чтобы попасть в газеты

Самоубийства всегда были темой скользкой и популярной: личная драма, обстоятельства гибели, реакция близких - все это привлекало журналистов еще в XIX веке. Тогда любой самоубийца мог быть уверен, что его пожалеют, читая газету за утренним чаем. Однако с появлением шахидов, клубов интернет-самоубийц и даже рекламных суицидов, гражданам, желающим получить славу ценой собственной жизни, приходится придумывать все более оригинальные способы.

Возможно, стремление попасть в газеты несколько преувеличено, и большинство людей, убивающих себя публично странными способами, не преследуют именно эту цель. Но так или иначе, в XXI веке все больше самоубийц предпочитают выйти на площадь или хотя бы броситься под поезд метро, вместо того чтобы тихо выпить яду у себя дома.

В случае с поездами точно есть шанс, что глубину отчаяния прыгающего на рельсы человека заметят, как минимум, машинист и пассажиры на платформе. Единственный минус этого способа - возможность все-таки остаться в живых после того, как ты стал причиной столкновения двух поездов. Именно это случилось с водителем внедорожника Хуаном Альваресом из Южной Калифорнии, который выехал на рельсы с целью быть сбитым поездом, однако после аварии остался цел. При этом по его вине погибло 11 пассажиров. В результате самоубийца-неудачник все-таки достиг своей цели - глубину его отчаяния познала вся Америка и приговорила водителя к смертной казни. Что характерно, слава Хуана тут же спровоцировала еще одного жителя того же штата поступить точно так же. Впрочем, этот самоубийца был обнаружен полицией на рельсах еще до того, как дождался своего поезда.

Кажется, что люди в суицидальном настроении испытывают особый интерес к СМИ. Яркие истории о несчастных случаях со смертельным исходом тут же провоцируют волну подражаний. Например, вскоре после того, как многие газеты написали про случай в южноафриканском зоопарке, где вора, попавшего в загон к тиграм, тут же растерзали хищники, его судьбу попытался повторить гражданин Азербайджана.

Самоубийца тщательно спланировал свое эффектное появление в клетке со львами (это, наверное, даже значительнее, чем тигры). За день до смерти он подошел к служителям киевского зоопарка и расспросил их про график кормления животных. На следующее утро азербайджанец появился в зоопарке с веревкой, которую спрятал в полиэтиленовый пакет. Незадолго до кормления хищников он неожиданно для окружающих посетителей привязал веревку к ограде загона и спустился ко львам. Не читавшие газет хищники поначалу отказались нападать на самоубийцу. Однако когда тот бросил в львицу бутылкой - быстрая и беспощадная расправа к ужасу посетителей зоопарка (как он, вероятно, планировал) не заставила себя ждать.

Кстати, эффект превзошел все ожидания самоубийцы. Его история не только стала достоянием посетителей, но попала в русскоязычные и даже зарубежные агентства. Иностранные коллеги дописали о том, что азербайджанец перед тем, как броситься ко львам, прокричал, что его спасет Бог (видимо, вообразив себя библейским Даниилом). Теперь уже вряд ли возможно установить, была ли эта подробность удачной выдумкой корреспондента или эксклюзивной информацией с места событий.

Тщательный выбор декораций для своей смерти - очень характерная черта самоубийц. Легче всего прибегнуть к какому-нибудь знаменитому месту, вроде Крымского моста (с которого психологи регулярно снимают потенциальных самоубийц) или, скажем, небоскреба Empire State Building, с которого за 70 с лишним лет прыгнуло более 30 человек. Если планирующий суицид гражданин не жаждет войти в историю как самоубийца-оригинал, прыгая с известного строения он может без особых усилий заручиться вниманием журналистов. Они скрупулезно ведут подсчет жертв подобных инцидентов, если повезет, прыжок даже может стать юбилейным.

СМИ вообще очень легко привлечь количественными показателями. Уж точно не останется незамеченным коллективное самоубийство религиозных фанатиков (они единственные, пожалуй, убивая себя не стремятся к популярности) или членов интернет-клуба самоубийц. Любопытно, что эти клубы особенно широкое распространение получили среди корпоративных японцев, привыкших всю жизнь находиться в коллективе.

А вот желающим эксклюзивной истории о себе придется креативно подойти к выбору места или мотива самоубийства. Нужно додуматься повеситься в туалете самолета или же обрезать стропы во время первого в жизни прыжка с парашютом, чтобы твоя история вызвала интерес. Неплохо использовать при совершении суицида культурные стереотипы. Например, попытаться удавиться, начитавшись Достоевского, как это сделал литовский заключенный, отбывающий 30-дневный срок за кражу велосипеда.

Впрочем, в некоторых случаях место диктует сам мотив лишения себя жизни. Например, американец, покончивший с собой после победы Буша на выборах в 2004 году,сделал это на развалинах ВТЦ. Одним выстрелом, не считая себя, он убил сразу двух зайцев. Во-первых, ярко продемонстрировал, за что же он лично находится в такой обиде на президента. Во-вторых, снискал внимание и сочувствие у всех, переживающих судьбу жертв этой трагедии.

Однако немного найдется настолько политически сознательных граждан, чтобы жертвовать собственной жизнью ради борьбы за справедливость. Чаще всего у самоубийц глубоко личные мотивы (кстати, журналисты тут же раскопали, что погибший на развалинах ВТЦ поссорился с невестой). Исключение, пожалуй, могут составлять лишь самые знаменитые самоубийцы современности - "шахиды". Возможно, именно неослабевающее внимание прессы к суицидам, а также появление все большего количества граждан, прыгающих на прохожих с небоскребов, бросающихся под колеса общественного транспорта и взрывающих себя на площади, и спровоцировали тактику террористов-камикадзе.

Впрочем, "шахиды" недаром решили, что легче всего напугать и заинтересовать их главного врага, американца, именно актом лишения себя жизни. Не так давно к такому выводу пришли сами же граждане США, в частности, хард-роковая группа Hell on Earth, которая анонсировала на одном из своих концертов самоубийство смертельно больного человека. Только любопытные граждане потянулись за билетами, как администрация городка, в котором устраивался концерт, через суд запретило совершать суицид в рекламных целях.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что СМИ, прекрасно понимая, что сами же выступают провокаторами, и несмотря на законодательные запреты, продолжают печатать истории о суицидах.

Как ни пытались греки забыть своего Герострата (а ведь современный самоубийца покушается на одну из главных европейских ценностей - человеческую жизнь) - любовь людей к сплетням оказалась сильнее любых табу.

Чекушина Екатерина