Наука и техника
17:35, 13 июня 2006

Хиросима по-норвежски На севере Норвегии взорвался метеорит, который сравнивают с атомной бомбой

В Норвегии упал метеорит. Точнее - взорвался. Седьмого июня, около двух часов утра, сейсмостанция в районе Карасьок у финской границы зарегистрировала резкий толчок, а позже данные подтвердили специалисты по землетрясениям из соседних стран. За несколько минут до толчка летящее светящееся тело сфотографировал фермер Петер Бруволд, случайно оказавшийся на улице с камерой. Еще несколько человек видели метеорит в небе и слышали шум, но сфотографировать ничего не успели. Этим сведения о шумном небесном теле практически исчерпывались.

Тем любопытнее были первые высказывания астрономов. Рёд Одегаард из Астрофизического института при Университете Осло заявил в интервью, что на территории скандинавского государства случился взрыв, сравнимый по мощности с хиросимским. При этом массу небесного тела ученый оценил всего в тонну - а это значит, что по размерам оно не сильно отличалось от бомбы, которую уронил американский самолет "Энола Гей" на японский город. К счастью, в случае с метеоритом еще четыре дня никто не знал, где именно вещество превратилось в килотонны: ни жертв, ни ядерного гриба не было.

Место падения нашли 12 июня: им оказался лесистый горный склон в Рейсадалене, на севере области Тромс. В склоне метеорит выбил довольно скромную для килотонного заряда воронку, и ученые приготовились пересматривать цифры. Сотрудник местной обсерватории Хансен даже предположил, что "тонну" из первого заявления для прессы следует заменить "несколькими килограммами", а вместо разговоров о "новой Хиросиме" подпитывать общественное мнение чем-нибудь другим.

Стоит отметить, что еще до уточнения массы в "ядерной" мощности удара засомневались физики. Дело в том, что метеориты влетают в атмосферу со скоростью от десяти до семидесяти километров в секунду - и, в принципе, этого достаточно, чтобы тело массой в тысячу килограммов выделило больше энергии, чем гигантский брикет промышленной взрывчатки (напомним, "ядерная" килотонна - энергия взрыва тысячи тонн тринитротолуола). С другой стороны, скорость теряется по пути из-за трения об атмосферу, и взрыва может просто не получиться. В качестве примера приводят историю 56-тонного метеорита диаметром 4 метра, приземлившегося в январе 2000 года на лед канадского озера Тагиш. Тело двигалось почти по касательной, оставило длинный светящийся след и закончило путь неожиданно тихо, а его обломки удалось собрать с поверхности льда. При несколько иной траектории и несколько больших размерах результатом мог бы стать кратер, где небольшое озеро уместилось бы целиком. (К слову, такое озеро - глубиной в сорок метров - существует в 140 километрах от Москвы. Предполагают, что его оставил после себя 14-метровый метеорит).

Метеоритное озеро Смердячье в Подмосковье, спутниковая фотография с сайта Google Maps
Lenta.ru

На первый взгляд, чем меньше размеры небесного тела, тем меньше поводов для беспокойства оно подает: даже тысячекилограммовый объект не угрожает Земле катаклизмами вроде цунами и "глобального потемнения", так что может остаться незамеченным вовсе. Однако небольших тел в космосе больше, чем больших. И если последние скурпулезно отслеживаются космическими агентствами, то встречу с "рядовым" заблудившимся камнем предсказать не может никто.

Строго говоря, предсказывать ничего и не нужно: ежедневно на планету опускаются несколько тонн камней и пыли из космоса. Часть сгорает в атмосфере, часть - достигает поверхности. Правда, при свидетелях это происходит довольно редко, и чаще всего траектория заканчивается на дне океана, в пустыне или в тайге. А если поблизости оказываются люди, им остается рассказывать про гул и дымный след. Шансы побывать очевидцем достаточно велики: крупные метеориты загораются на внушительной высоте, а потому видны на территории в сотни или тысячи квадратных километров.

Стать жертвой метеорита сложнее. Достоверно известен всего один такой случай: в 1911 году осколок тела, расколовшегося в воздухе над египетским городом Нахла, убил собаку. А 43 года спустя к медикам впервые обратился пострадавший от метеорита человек: Энн Ходжс из американского штата Алабама находилась внутри своего дома, когда четырехкилограммовый метеорит пробил его крышу и повредил ей руку. (Через 50 лет университет штата, куда Ходжс передала камень, даже отметил юбилей события в торжественной обстановке). В 1994 году фрагмент крупного метеорита сломал палец водителю автомобиля, в который врезался вблизи Мадрида. Еще один автомобиль (но без пассажиров) был пробит метеоритом насквозь в 1992 году и благодаря этому сделался довольно дорогим аукционным лотом.

Египетский метеорит Нахла, фото с сайта nhm.ac.uk
Lenta.ru

Впрочем, торговля земной техникой, пострадавшей в космической катастрофе - не самый распространенный способ превратить сюрприз, в буквальном смысле слова свалившийся с неба, в деньги. С предъявителями метеоритов в конце позапрошлого века начала расплачиваться Российская академия наук. Хотя с момента падения камень считался собственностью государства, вернувшему эту собственность 108 лет назад полагалась премия - от пяти до десяти копеек за грамм. В советское время эту практику закрепили в указе Совета народных комиссаров, и вплоть до середины 80-х годов метеориты оставались в одном списке с кладами. В 2003 году, после двадцатилетнего перерыва, РАН снова назначила за них вознаграждение.

Интерес ученых понять просто - метеориты остаются самым доступным источником внеземного вещества на Земле. Все остальные образцы - будь то лунная почва или кометная пыль - оказывались в лабораториях после многолетних трудов инженеров и многомиллионных трат. Что же касается метеоритов, то они с завидной регулярностью прилетают из мест, куда земные корабли доберутся нескоро. (Так, например, камень, убивший египетскую собаку, оказался марсианским минералом, попавшим в руки ученых за полвека до первого космического полета). Внутри отдельных внеземных камней уже сумели найти органические молекулы и межзвездный материал, возраст которого больше возраста Солнечной системы. Можно сказать, что по количеству информации, доставляемой ученым из космоса за минуты, метеорит заметно превосходит не слишком широкие каналы связи с любым из космических аппаратов.

Последний метеорит, обеспечивший терабайтами трафика сотни новостных серверов, все еще ищут. И есть основания думать, что норвежский лесной инцидент, не оправдавший апокалиптических ожиданий публики, оправдает ожидания ученых.

Борислав Козловский

< Назад в рубрику