ТВЦ станет более развлекательным. К такому выводу можно прийти, если проанализировать новую сетку вещания телеканала. О том, чего следует ожидать от "кнопки" в новом сезоне, в интервью "Известиям" рассказали советник гендиректора ТВЦ Влад Ряшин и генпродюсер канала Александр Олейников.
На самом телеканале, впрочем, настаивают на том, что принципиальных изменений не произойдет. По словам Ряшина, проводимый ребрендинг коснется логотипа, слоганов, оформления студий, программы передач, но не затронет концепции "телевидения вечных ценностей", разработанной при предыдущем генеральном директоре ТВЦ Олеге Попцове (был отправлен в отставку в декабре прошлого года). Реформы, по мнению Ряшина, потребовались для того, чтобы "омолодить" аудиторию телеканала, который сейчас смотрят, в основном, люди старшего возраста. Как объяснили газете "Бизнес" источники на ТВЦ в начале июня, после ребрендинга костяк зрителей должны составлять люди в возрасте 35-40 лет.
Появление в новом сезоне большого количества новых лиц и программ нынешние руководители телеканала объясняют низкой лояльностью зрителей к существующему программному продукту. "Мы заказали разные исследования, результаты которых говорят о том, что у канала не так много лиц и привычных зрителю и привлекательных брендов", - говорит Александр Олейников. По его словам, в эфире останутся Андрей Караулов, Алексей Пушков, Леонид Млечин, Илья Колосов, Анна Прохорова.
Проблема, однако, в том, что на смену программам, не выдержавшим испытание рейтингом, далеко не всегда приходят аналогичные. Отказавшись от фестиваля настоящего документального кино, в рамках которого показывались лучшие документальные фильмы, созданные в нашей стране за последние три года, ТВЦ запускает программу спецрепортажей "В центре внимания". Над передачей будут работать четыре журналиста: Александр Анучкин, Николай Сердцев, Марина Ермакова и Кирилл Малахов. Подобные программы существуют на НТВ и "России", однако появляющиеся в рамках передач документальные фильмы не могут не вызывать вопросы. Проекты, вроде "Профессии-репортер" (НТВ) и "Специального корреспондента" ("Россия"), неоднократно критиковались за скатывание к "желтой" журналистике, а также за то, что их используют для госпропаганды.
Несмотря на обещание нового руководства ТВЦ уделить внимание развитию информационно-публицистического вещания, которое представители канала называют одним из конкурентных преимуществ, в новом сезоне серьезных прорывов здесь ожидать не стоит. Кроме программы спецрепортажей, зрителям покажут 15 фильмов о "генералах-портяночниках" "Генералы", анимационный сериал "Битва за Москву", подготовленный к 65-летию обороны столицы, и документальный цикл "Десять женщин Леонида Млечина".
Небогатый выбор новых информационно-аналитических программ с лихвой компенсируется теми изменениями, которые претерпит развлекательное вещание. По будням появятся две линейки сериалов - одна будет адресована женщинам, другая - транслируемая в поздний прайм-тайм - мужчинам. "Женский" сериал, к съемках которого уже приступили, называется "Городской романс" и по сути пересказывает на новый лад историю Ромео и Джульетты. Всего планируется снять 100 серий. Еще несколько сериалов, в том числе лирическая комедия "Золотая теща", будет снято специально для выходных.
ТВЦ покупает несколько иностранных передач. В их числе реалити-шоу American Inventor, участники которого ищут нестандартные идеи, программу с участием подзабытых исполнителей популярной музыки Big Comeback, западный аналог "Жди меня". У украинцев заимствуется уличный песенный конкурс "Караоке на майдане" (в российском эфире он получит название "Караоке на Манеже"). Появятся несколько прикладных программ, например "На даче". В планах ТВЦ и юмористическая программа.
Несмотря на невысокий рейтинг, в новой программной сетке останутся программы, отражающие официальную точку зрения столичной мэрии. В частности, испытание рейтингом прошла программа "Лицом к городу", которая на сайте ТВЦ названа "телевизионной трибуной Правительства Москвы". Сохранятся почти все социальные программы, в том числе "Солнечный круг", "Сто вопросов взрослому" и программа о борьбе с наркоманией.
Происходящие на ТВЦ перемены руководители телеканала объясняют желанием превратить "кнопку" в одного из лидеров эфира. "Мы - канал, который сегодня обладает всеми формальными признаками телевизионной сверхдержавы: метровая частота в Москве и ряде крупных городов страны, 90-миллионная аудитория по России, новости, публицистика, документальное кино, развлекательные шоу, кино, - но пока ей не является. Мы сделаем все, чтобы канал вошел в число лидеров", - заявил Олейников. По его расчетам, этот процесс займет три-четыре года.
Обнародованная программная сетка свидетельствует о том, что создаваемая "сверхдержава" заимствует от старших братьев не только сильные стороны, но и "болячки": явный крен в сторону развлекательного вещания; слабое информационное вещание; нехватку серьезной документалистики; официоз и социальное вещание в малопривлекальной для зрителей форме. Дух времени чувствуется и в появлении на ТВЦ скомпрометировавшего себя жанра спецрепортажа. На ТВЦ, впрочем, обещают, что их программный продукт будет отличаться от существующего на рынке. Так, новой юмористической программой руководство ТВЦ хочет "ответить всем — от Евгения Петросяна до "Комеди Клаба". "Это будут свежие лица и непохожий на других телеюмор", - обещает Ряшин. От обычных "мыльных опер" должны отличаться и сериалы ТВЦ. "Мы не хотим, чтобы он был похож на типичный мыльный сериал, поэтому будет много натурных съемок", - продолжает Ряшин.
Будет ли ТВЦ интеллигентнее федеральных каналов, мы узнаем совсем скоро - новая сетка вещания вводится в августе.
Владимир Моторин