В субботу, 24 июня, загорелось общежитие Морской академии имени Макарова в Санкт-Петербурге. По данным на 26 июня, пожар привел к смерти семи человек, 17 пострадавших находятся в больницах. В связи с происшествием прокуратура города возбудила уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности".
Пожар начался около 7 утра, когда большинство курсантов спали: загорелись стены коридора на третьем этаже пятиэтажного здания. По коридору быстро распространился едкий дым, который отрезал комнаты курсантов от выхода. Молодые люди спускались из окон по веревкам, сделанным из простыней, или прыгали на брошенные на асфальт матрасы.
К 10.30 утра пожарным удалось полностью ликвидировать возгорание. К этому времени почти полностью выгорела внутренняя обстановка в коридоре на третьем этаже, в малой степени огонь затронул перекрытия.
Всего из здания были эвакуированы 57 человек. Большинство пострадавших были госпитализированы с ожогами верхних дыхательных путей и отравлением угарным газом. Четверо погибли, трое позже скончались в больнице.
Оценивая последствия инцидента, Леонид Беляев, и.о. главного государственного пожарного инспектора города, подчеркнул, что сотрудников МЧС поздно вызвали на место происшествия. По данным МЧС, сигнал на пульт "01" из общежития поступил только через час после начала возгорания. Именно с этим обстоятельством Беляев связал большое число пострадавших при, как он выразился, "абсолютно рядовом пожаре".
Как заявил, главный прокурор Санкт-Петербурга Сергей Зайцев, "есть признаки того, что ребята сами пытались потушить пожар". В частности, на месте происшествия найдены обгоревший огнетушитель и размотанный пожарный рукав. Теперь следственные органы выясняют, почему сигнал в МЧС поступил недостаточно быстро. Зайцев уже заявил, что у него есть вопросы к дневальным и дежурным.
По факту пожара прокуратура возбудила дело по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). "Мы считаем, что в данном происшествии имел место человеческий фактор, - сообщил Зайцев. - Есть основания полагать, что это - результат неосмотрительности или неосторожности".
Администрация Морской академии уже опровергла версию, согласно которой причиной пожара могло быть плохое состояние здания, указав на то, что недавно в нем был сделан ремонт. Представитель академии в интервью РИА "Новости" заявил, что специальная комиссия Минтранса, созданная для расследования причин пожара, никаких нарушений в эксплуатации общежития не нашла.
В ожидании официального объяснения инцидента СМИ выдвигают собственные версии. Многие указывают на особенности планировки здания: в длинных и извилистых коридорах возникала тяга "как в печной трубе", быстро разнося по помещениям угарный газ. "Время новостей" со ссылкой на одного из очевидцев сообщает, что пожарная лестница и запасной выход в общежитии "были закрыты на замки под предлогом борьбы с терроризмом".
Utro.Ru напоминает, что 23 июня, накануне пожара, курсанты сдали очередной экзамен и разумеется, отметили это событие. "Случайный огонек в суматошной пьянке запросто мог стать причиной пожара", - отмечает издание. Кстати, в эту же ночь, с 23 на 24 июня, в Петербурге гуляли выпускники на общегородском празднике "Алые паруса". Впрочем, как заявил Сергей Зайцев, следствие не располагает информацией о том, что курсанты нарушали дисциплину.
Наконец "Коммерсант" выдвигает версию о поджоге. Газета приводит слова одного из участников тушения: "Похоже, что кто-то засунул между двойными дверями входного тамбура пачку газет и поджог. От газет загорелись двери, а от них - масляная краска, которой были покрыты стены. Краска лежала толстым слоем, поскольку стены красили каждый год перед 1 сентября, поэтому весь коридор сразу же затянуло дымом".
"Коммерсант" отмечает, что в комнатах общежития огня практически не было, а электропроводка на третьем этаже была полностью исправна. Проанализировав эти и другие обстоятельства, сообщает газета, пожарные дознаватели и пришли к мысли о поджоге.
О новых результатах в расследовании причин пожара станет известно уже в ближайшие дни, когда свой отчет представит ведомственная комиссия Министерства транспорта.