Россия
17:20, 29 июня 2006

Глобальный оскал демократии Показал иностранным журналистам замглавы президентской администрации Владислав Сурков

Отречься от всего, что писалось о России до этого, фактически предложил западным журналистам заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков. Из его полуторачасовой речи следовало, что они давно не отражают объективной реальности, а умело используются центрами глобального влияния, которые недовольны становлением "суверенной демократии" в России. "Агенты западного влияния" внимательно выслушали, что сказал главный российский идеолог, и остались при своем мнении.

Владислав Сурков, крайне редко выступающий на публике, собрал западных журналистов в Кремле. Встреча продолжалась полтора часа, однако единственной относительно новой информацией оказалось заявление о том, что беспартийный президент может "в ближайшей исторической перспективе" стать членом партии. Впрочем, и это сложно назвать сенсацией - о таком развитии событий не раз предупреждали наблюдатели. Объяснив беспартийность президента "издержками борьбы с коммунизмом", Сурков довольно прозрачно намекнул, какая политическая сила может рассчитывать на авторитет президента. "Мы поддерживали и будем поддерживать "Единую Россию". И они нас будут поддерживать", - заявил Сурков. По его мнению, симпатии властей к "практически правящей партии" соответствуют "практике всех демократических государств". Замглавы президентской администрации напомнил о том, что Буш поддерживает Республиканскую партию, Тони Блэр - лейбористов. Некоторые журналисты, правда, тут же выразили серьезные сомнения в корректности такого сравнения, заявив о том, что в России партии создаются не снизу, а сверху. Впрочем, у Суркова оказались другие данные. По его информации, одной только воли власти недостаточно для того, чтобы создать в России крупную партию.

Не нашел Сурков принципиальных отличий между российской и западной демократией и в других аспектах. Признав существование некоторых отечественных отклонений от нормы, чиновник в то же время заявил, что в Кремле не склонны их преувеличивать. Резкую критику со стороны Запада замглавы президентской администрации объяснил желанием некоторых мировых держав диктовать Москве свою волю. Сурков не исключил, что "попыткой управления Россией извне" является недавняя встреча Михаила Касьянова с британскими парламентариями, на которой обсуждался вопрос его участия в президентских выборах 2008 года.

Надо сказать, проблеме "управляемых демократий" Сурков уделил особенно много внимания. По сведениям чиновника, в мире существует немало неэффективных политических и экономических режимов, попавших под влияние центров глобального влияния. "Я не буду называть страны, которые, как мы считаем, являются управляемыми демократиями, они вам известны", - заявил замглавы администрации и уточнил, что Россия хочет быть свободной нацией и сотрудничать с другими странами по справедливым правилам, а потому будет строить "суверенную демократию".

Отличающейся от европейских моделей Кремль видит и нарождающуюся сейчас национальную идеологию. Впрочем, принципиальных различий, заверил Сурков, между ценностями россиян и представителей других крупных наций, например немцев, французов и британцев, не будет. Сурков особо подчеркнул, что национальной идеологии не хватает не только простым гражданам, но и экономической и политической элите. Национальная идеология должна "обогатить" выстроенную вертикаль власти. "Невозможно удерживать только административно то, что должно удерживаться образами будущего, идеалами, ценностями",- отметил он.

Что это будет за идеология, покажет время, однако уже сейчас понятно, что в ней не будет места пораженческим настроениям. "Мы не считаем, что нас победили в холодной войне, мы считаем, что мы победили свой тоталитарный строй. И в этом разница нашей оценки - мы победили для начала себя", - уверен Сурков. Он считает, что для демократизации стран Восточной Европы и Средней Азии Москва сделала больше, чем Вашингтон и Лондон. "Это Москва демократизировала это гигантское пространство, которое теперь развивается по-новому", - подчеркнул Сурков.

Западные журналисты узнали о том, что думают о демократии за кремлевской стеной, кадр "Первого канала"
Lenta.ru

Замглавы президентской администрации ответил и на заявления об угрожающем России распаде. Он признал, что подобная угроза, действительно, существует, однако призвал не драматизировать ситуацию, поскольку с подобной проблемой сталкиваются все страны. "Мне кажется, что вообще нет в обществах и вообще в мире абсолютно стабильных состояний. Никогда нельзя сказать: вот теперь у нас точно все нормально и вообще ничего не угрожает", - отметил Сурков. В полуторачасовом выступлении нашлось место Чечне. Чиновник положительно оценил сотрудничество российских властей с Рамзаном Кадыровым и заявил, что разделяет позицию главы чеченского правительства "по многим вопросам".

Замглавы президентской администрации призвал Россию воспользоваться благоприятной конъюнктурой цен на нефть для модернизации экономики, а также признал необходимость сотрудничества со странами Запада "в технической сфере". Главными угрозами для России Сурков признал коррупцию, технологическую отсталость и проблемы демографии. Сурков также отверг утверждения о том, что телевидение не показывает оппозицию. А вот на вопрос о том, кто станет преемником Путина на посту президента, Сурков ответить не смог.

Комментируя последнее появление перед журналистами замглавы президентской администрации, "Коммерсант" пишет, что его заявление стало очередным и, возможно, последним предупреждением в адрес западных лидеров о том, что обсуждать на июльском саммите "большой восьмерки" вопросы внутрироссийской политики Кремль категорически не намерен. В то же время "Независимая газета" уверяет, что мероприятие было, в первую очередь, ориентировано на западных журналистов. Издание утверждает, что встречу организовала американская пиар-фирма Ketchum, которая в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге помогает российскому руководству наладить контакт с западными СМИ.

Если о мнении коллег по "Большой восьмерке" пока ничего не сообщается, то западные журналисты встречей с кремлевским идеологом оказались не слишком впечатлены. Они говорят, что далеко не всегда кремлевский чиновник был убедителен, на конкретные вопросы часто отвечал пропагандистскими штампами и не имеющими прямого отношения к заданному вопросу рассуждениями о демократии.

Владимир Моторин

< Назад в рубрику