Экономика
22:19, 30 июня 2006

Конкурс красоты среди арендаторов На столичном рынке офисной недвижимости прошла беспрецедентная акция: арендаторов бизнес-парка выбирали на тендере

Конкурсы красоты бывают разными. Наиболее популярным видом этого действа можно признать соревнование полуобнаженных девушек, претендующих на золотую или серебряную корону. Никакой практической и финансовой выгоды напрямую победа в таком конкурсе обычно не приносит, зато способствует раскрутке его участниц. На рынке недвижимости конкурсы красоты принято называть "тендерами", и список их участников обычно строго засекречен. Традиционно достоянием общественности становится лишь имя победителя, а данные о его неудачливых конкурентах и их спонсорах журналисты скрупулезно собирают по обрывкам конфиденциальной информации. Однако есть и еще более таинственный вид конкурса, на котором неизвестны не только его изначальные участники, но и даже имя самого победителя держится в секрете. У такой конспирации есть свои причины.

Ничего, кроме тайны

В пятницу, 30 июня 2006 года, Swiss Realty Group огласила результаты тендера по выбору арендаторов бизнес-центра Di fronte de la Casa. Как сообщил на пресс-конференции в Москве директор по развитию этой компании Илья Шершнев, поступило около 500 заявок от потенциальных арендаторов, из которых были отобраны 28 компаний, представивших мотивированное обоснование на разумное количество площадей. Из этих потенциальных арендаторов будет сформировано несколько пулов, которые будут представлены инвесторам. Для справки - инвесторами строительства на паритетных началах являются "СТ Групп" Шалвы Чигиринского и "Стройинком-К" израильского алмазного миллиардера Льва Леваева.

В настоящий момент, по словам Ильи Шершнева, конкурс на офисы в будущем бизнес-центре составляет 3-4 компании на место, а в секторе ритейла (торговые площади в комплексе тоже будут) на одно место претендуют по 10 компаний. При этом организаторы тендера отказались назвать участников конкурса, а также его потенциальных победителей. Как объяснили представители инвесторов проекта, все будущие арендаторы бизнес-парка в настоящий момент обитают в других офисных центрах, а следовательно, не стоит провоцировать среди их арендодателей излишний ажиотаж. Таким образом, жаждущие фактов журналисты не узнали не только победителей конкурса, но и его участников.

Не убавило таинственности и заявление представителей "СТ Групп" об уровне арендных ставок. Изначально предполагалось, что плата за помещение в Di fronte de la Casa составит 700-800 долларов за квадратный метр в год. Однако участники тендера согласились платить по гораздо более высоким тарифам - до 1300-1500 долларов. В итоге арендные ставки также остались покрыты тайной. При этом, как рассказали участники пресс-конференции, одним из арендаторов станет всемирно известная компания, готовая платить по самому низкому тарифу. Зато от таких арендаторов зависит репутация здания.

Ход конем

О том, что арендаторы многофункционального комплекса Di fronte de la Casa будут выбраны на открытом конкурсе, впервые заявил 8 июня 2006 года руководитель проекта "СТ-Групп" Алексей Корсик. "Арендаторы буквально атаковали нас на протяжении последних месяцев, поэтому мы приняли решение поставить всех в равные условия и ждать предложений. До 30 июня будет собран пул заявок, после чего мы подведем итоги конкурса", - заявил он газете "Ведомости". По словам предпринимателя, основными конкурентными преимуществами участников конкурса должны были стать репутация компании и предложенные ими ставки аренды. В итоге участники рынка восприняли заявление инвестора строительства как сенсацию.

Дело в том, что на столичном офисном рынке действительно наблюдается резкий дефицит площадей. При этом еще недостроенные бизнес-центры практически сразу расходятся по арендаторам, если только речь не идет об очень неудачном проекте. Di fronte de la Casa расположен на перекрестке 1-ой Тверской Ямской и Большой Грузинской улиц. Поэтому его местоположение никак на указывает на недостатки проекта. Общая площадь комплекса составляет 31 тысячу квадратных метров.

Архитектурный проект здания был разработан известным в Москве архитектором Михаилом Посохиным, руководителем бюро "Моспроект-2". Как рассказал сам архитектор, последнее время Тверская улица потеряла свой столичный облик и в настоящий момент представляет собой, скорее, бессмысленное нагромождение рекламы, центр же деловой жизни переместился в другие районы. Целью нового проекта, по словам архитектора, является возвращение бывшей улице Горького ее изначальных функций. Поэтому здание выполнено в авангардном стиле, включает в себя два атриума, а в конструктивных элементах фасада доминирует стекло. Кроме того, напротив бизнес-центра разместится жилой комплекс. В результате, по мнению разработчиков проекта, должно получиться уникальное сочетание: "работа напротив дома" и "дом напротив работы". Это и заложено в названии проекта Di fronte de la Casa.

Однако есть у проекта один существенный недостаток. Строительство комплекса ведется более десяти лет. Изначально проект позиционировался как "Роза ветров", затем название поменялось на "Четыре ветра", в результате за зданием прочно закрепилась репутация долгостроя. Теперь окончание работ намечено на декабрь 2006 года. Для того чтобы как-то разбить уже прочно сформированный стереотип, был необходим неожиданный и необычный маркетинговый ход. Именно таким решением и стала организация тендера по выбору арендаторов. Сложно не признать это решение гениальным.

На то, что тендер является маркетинговым ходом, указывает в первую очередь то, что его итоги оказались настолько таинственными. Одна из главных отличительных черт тендера, некоторая степень публичности, оказалась полностью отброшена его организаторами, и ситуация в итоге превратилась в совершенно типичную для офисного рынка. Традиционно договоры между арендаторами и арендодателями заключаются под покровом офисной портьеры, а о закрытии сделки становится известно лишь через несколько месяцев, когда менеджеры компаний уже вовсю работают над новыми проектами. Видимо, так случится и с Di fronte de la Casa. На наживку под названием "тендер" клюнули многие, если не все, а ларец-то открывался просто. Игроков рынка и журналистов провели мудрые маркетологи.

Алексей Лоссан

< Назад в рубрику