Тридцать лет назад, 6 июля 1976 года, на вооружение Советской армии был принят основной боевой танк Т-80. Новая машина стала продуктом длительной эволюции семейства советских средних танков, в основе которого стоит знаменитый Т-34. Дальнейшее развитие танков этого семейства шла по пути непрерывного совершенствования основных параметров танка: подвижности, защищенности, огневой мощи.
Изначально средний танк замышлялся как машина, гармонично сочетающая в себе все три параметра, в отличие от легких, где огневая мощь и защищенность приносились в жертву подвижности, и тяжелых, где, напротив, подвижностью жертвовали в пользу огневой мощи и тяжелого бронирования. В ходе постепенного совершенствования, средние танки приобрели следующие черты: развитое бронирование лба корпуса и башни и мощная артсистема, не уступающие бронированию и вооружению тяжелых танков, с одной стороны, и ходовые качества, аналогичные основной массе легких танков, с другой. Благодаря таким характеристикам, средние танки вытеснили из состава танковых частей легкие и тяжелые, а класс средних танков получил наименование "основных боевых".
Первым таким танком Советской армии стал принятый на вооружение в 1967 году Т-64. Его вариант Т-64А, оснащенный 125-мм пушкой с автоматическим заряжанием, появившийся в 1969 году, определил облик отечественных танков на десятки лет вперед. Т-64 отличался высокой огневой мощью, хорошей подвижностью и неплохой броневой защитой, но был сложен в эксплуатации и не слишком надежен. Армии требовалcя новый танк.
Альтернативой Т-64 стал пошедший в серию в 1971 году Т-72. С упрощенной и более надежной ходовой частью и освоенным в производстве дизельным двигателем В-46, он был равен Т-64 по защищенности и огневой мощи и уступал в подвижности. Но армии требовался скоростной танк, предназначенный для действия в составе маневренных механизированных групп, состоящих из танков, мотострелков на БТР или БМП и самоходной артиллерии. Таким танком стал разработанный в Ленинграде Т-80.
В отличие от Т-64, который был оснащен капризным дизельным двигателем 5ТДФ, и Т-72, который имел более надежный дизель В-46, Т-80 впервые в мире получил газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных сил. В результате скорость 42,5-тонной машины превысила 70 километров в час.
Спустя два года после начала серийного производства Т-80 первым среди отечественных и зарубежных танков получил комплекс управляемого вооружения 9К112-1 "Кобра", способный поражать цели на расстоянии в четыре километра.
Т-80 обладал значительным модернизационным потенциалом, и его развитие пошло одновременно по нескольким направлениям. Танк Т-80Б получил более мощный, 1100-сильный газотурбинный двигатель (впоследствии его мощность выросла и до 1250 сил), и усиленную броневую защиту. Танк Т-80БВ получил в дополнение к усиленной броне пластины динамической защиты, уничтожающие либо сбивающие с траектории встречным взрывом приближающиеся снаряды и противотанковые ракеты врага.
Огневая мощь следующей версии танка - Т-80У возросла за счет установки усовершенствованного варианта 125-миллиметровой противотанковой пушки, принятия на вооружение бронебойных подкалиберных снарядов нового поколения и комплекса управляемого вооружения 9К118 "Рефлекс", который позволил вести огонь управляемыми ракетами с ходу, в отличие от "Кобры", которая для стрельбы требует остановки.
Также Т-80У получил динамическую защиту измененной конструкции - из навесной она стала встроенной. Следующий вариант, Т-80УД, разработанный в Харькове, первым из машин "восьмидесятого" семейства получил усовершенствованный дизель, что позволило сократить расход топлива при сохранении высокой скорости.
Танки Т-80У и УД стали последними серийными вариантами Т-80, принятыми на вооружение в СССР. Дальнейшее развитие Т-80 в России и на Украине шло различными путями.
В настоящий момент танки Т-80БВ, Т-80У и Т-80УД наряду с Т-72 составляют основу боевой мощи сухопутных войск России. В конце 90-х годов был разработан и принят на вооружение модернизированный вариант Т-80 - Т-80УМ1 "Барс", до которого предполагается доработать имеющиеся в наличии машины. Танк оснащен газотурбинным двигателем увеличенной мощности (1250 сил), встроенной динамической защитой, усовершенствованной системой управления огнем. За счет гидрообъемной передачи (ГОП) "Барс" проще в управлении и более экономичен, чем предыдущие "восьмидесятки". Также танк имеет комплекс активной защиты "Арена".
В то же время на основе Т-80 был создан экспериментальный танк 4-го поколения, известный сейчас как объект 640 "Черный Орел". По сравнению с Т-80 "Черный Орел" имеет увеличенную массу и габариты, что необходимо для размещения в башне нового танка более тяжелого орудия. В настоящий момент "Черный Орел" соревнуется с уральским Т-95 за право стать перспективным основным боевым танком Российской армии.
Но и сам Т-80, отметивший свое тридцатилетие, не собирается сходить со сцены. Этот танк стоит на вооружении многих армий мира от Китая до Колумбии. Его варианты разработки 80-х - 90-х годов по своим основным характеристикам не уступают ни одному из современных танков западной разработки. Двадцать лет назад министр обороны Сирии Мустафа Тлас высказал свое мнение журналу "Шпигель", когда его попросили оценить новейший германский танк "Леопард-2":
-Советский Т-80 - ответ Москвы на "Леопард-2". Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире.
Эти слова сирийского генерала справедливы и сейчас, когда модернизированный "Леопард-2" и его ровесник Т-80 по-прежнему определяют высоту планки в мировом танкостроении.
Илья Крамник