Мир
18:06, 18 июля 2006

Дипподготовка Лидеры G8 готовятся к миротворческой операции на Ближнем Востоке

Главной темой саммита G8 в Санкт-Петербурге стала не энергетическая безопасность, как этого хотела принимающая сторона, а кризис на Ближнем Востоке. Пока главы государств и правительств "Большой восьмерки" спорили о том, кто несет ответственность за эскалацию насилия, и обсуждали перспективы миротворческой операции ООН в регионе, "Хизбалла" продолжала обстреливать ракетами израильские города, а израильская авиация и артиллерия, в свою очередь, продолжала бомбить территорию Ливана.

Уже в первый день работы саммита, в субботу 15 июля, стало ясно, что единого мнения по поводу ливанского кризиса у лидеров G8 нет. Президент США Джордж Буш заявил в ходе совместной пресс-конференции с российским коллегой Владимиром Путиным: "Происходит это потому, что "Хизбалла" запускает ракеты из Ливана на территорию Израиля, и потому, что "Хизбалла" захватила двух израильских солдат. Вот почему происходит это насилие. Лучше всего остановить это насилие так, чтобы "Хизбалла" прекратила свои нападения и сложила оружие". В понедельник в ходе рабочего завтрака Буш сказал британскому премьеру Тони Блэру: "Как только Сирия и "Хизбалла" перестанут замешивать там дерьмо, все это закончится". Американский президент не заметил, что его микрофон включен. То, что предназначалось для ушей его ближайшего союзника, услышали все.

Получасовая двусторонняя встреча Буша с президентом Франции Жаком Шираком в воскресенье была полностью посвящена ближневосточному кризису. Позиции двух лидеров, как выяснилось, в целом совпадают. Уже в понедельник на пресс-конференции Ширак заявил, что первоочередная задача для урегулирования ситуации - разоружение "Хизбаллы".

Израильская артиллерия обстреливает южный Ливан. Фото AFP
Lenta.ru

Судя по всему, США, Великобритания и Франция попытались возложить ответственность за кризис на Ливан и Сирию в совместном заявлении "восьмерки". Путин уверяет, что именно он не позволил сделать этого. Причем это переплелось с одним из сложнейших вопросов российско-британских отношений - об экстрадиции живущего в Лондоне эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, которой Россия безуспешно добивается уже не год и не два. Путин заявил на брифинге для журналистов после принятия заявления по Ближнему Востоку: "Когда нам говорят: "Давайте упомянем Сирию или Иран, или еще какую-то страну", то почему бы не упомянуть другие [страны], которые укрывают на своей территории террористов?". Как можно заметить, ни имен, ни названий стран Путин не произнес, но о чем идет речь, все поняли. Позже на своей итоговой пресс-конференции Блэр в очередной раз заявил, что вопрос об экстрадиции Закаева может решить только суд, а судебная система в Великобритании, как известно, независима от исполнительной власти.

Российский президент в ходе саммита несколько раз высказывался в том духе, что применение силы Израилем "непропорционально угрозе" (о том же говорил Матти Ванханен, премьер-министр Финляндии, председательствующей в Евросоюзе). При этом он отмечал, что Израиль преследует в Ливане не те или не только те цели, которые декларируется (а главная заявленная цель израильской операции - освобождение солдат ЦАХАЛа, удерживаемых "Хизбаллой" на ливанской территории). Израильская авиация разбомбила дорогу Бейрут-Дамаск, ведущую на север от ливанской столицы, при том что "Хизбалла" базируется на юге страны. Это, по мнению Путина, свидетельствует о том, что Израиль, как говорится, "что-то замышляет", а похищением своих солдат воспользовался как поводом для нападения. Позже он уточнил: у него нет уверенности, что освобождение солдат ЦАХАЛа остановит конфликт.

Так или иначе, G8 в официальном заявлении не стала называть виновников кризиса. Его причиной назвали "отсутствие всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке". Признали, что "Хизбалла" и ХАМАС спровоцировали Израиль, при этом призвали Израиль "избегать жертв среди ни в чем не повинного гражданского населения и нанесения ущерба гражданским объектам". Лидеры "восьмерки" попросили все стороны прекратить боевые действия и начать переговоры, причем это касается не только ливанского кризиса, но и обострения в Газе, которое началось несколько раньше.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Фото AFP
Lenta.ru

Российские журналисты уже успели окрестить заявление G8 по Ближнему Востоку "И нашим и вашим".

Пожалуй, главной темой последнего дня саммита стала возможная миротворческая операция ООН в зоне ливано-израильского конфликта. О возможности такой операции заявили на совместной пресс-конференции Тони Блэр и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, ранее отправивший на Ближний Восток свою специальную миссию. Израиль немедленно выразил протест против этого, заявив, что миротворцы будут сковывать действия ЦАХАЛа и не позволят Израилю эффективно бороться с экстремистами. Впрочем, судя по сообщениям с места боевых действий, и сейчас, в отсутствие миротворцев, израильской армии не удается подавить огневые точки боевиков, с которых производится обстрел израильской территории "Кассамами".

На своих пресс-конференциях по итогам саммита лидеры G8 высказались в поддержку ввода миротворческих сил на Ближний Восток, подчеркнув при этом, что Совет безопасности ООН должен принять соответствующее решение и определить мандат миротворцев. Премьер-министр Италии Романо Проди, сославшись на данные Кофи Аннана, назвал даже численность миротворческого контингента, который необходимо ввести на Ближний Восток - 8 тысяч (в настоящее время там находится 2 тысяч миротворцев). При этом он сообщил, что вечером в понедельник намерен поговорить по телефону с премьером Израиля Эхудом Ольмертом о возможности участия в миротворческой операции ЦАХАЛа.

Российский президент, со своей стороны, заявил, что Россия ранее принимала участие в миротворческих операциях и может принять участие в этой.

"Хизбалла", как и Израиль, уже успела заявить, что не намерена допускать миротворцев в зону конфликта.

Иван Грушин

< Назад в рубрику