Россия
21:38, 19 июля 2006

Война окончена - все свободны Чеченских боевиков пообещали амнистировать, а Кадыров отказался руководить силовиками

Андрей Кузнецов

В начале осенней сессии Госдума рассмотрит вопрос об амнистии оставшимся чеченским боевикам. Коснется она, как ранее говорил глава ФСБ и Национального антитеррористического комитета (НАК) Николай Патрушев, тех из них, кто не замешан в тяжких преступлениях. Предложение об амнистии уже поддержали президент Чечни Алу Алханов, премьер-министр Рамзан Кадыров и федеральный министр обороны Сергей Иванов.

Первоначально Патрушев предлагал боевикам сложить оружие в течение двух недель - до 1 августа. Но, скорее всего эта затея выглядит неосуществимой по техническим причинам. Во-первых, для реализации этой инициативы необходимо ее законодательное оформление, а депутаты уже разъехались в отпуска. Во-вторых, предложенный срок для сдачи оружия слишком мал. Тот же Кадыров отметил, что его необходимо продлить как минимум до первого сентября, чтобы у желающих вернуться к мирной жизни было время не только обдумать это предложение и вступить в контакт с властями, но и вообще узнать о выпавшем шансе быть амнистированным.

Полностью постановление, который планирует подготовить НАК, именуется следующим образом: "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона". Его проект еще только предстоит направить в администрацию президента и в Госдуму.

Собственно, дата 1 августа не была привязана к окончанию амнистии, а обозначала крайний срок для заявления о намерении прекратить вооруженное сопротивление. Как отметил Патрушев, боевикам предлагается "под гарантии объективного и непредвзятого рассмотрения всех обстоятельств их деятельности в НВФ - прекратить участие в бандах, сложить оружие и перейти на сторону народа".

Возникает при этом вопрос о количестве и качестве до сих пор скрывающихся в горах сопротивленцев и террористов. По словам чеченского премьера, некоторые боевики решили не дожидаться объявления амнистии, и уже полтора десятка членов группировки Доку Умарова, так называемого "президента Ичкерии", заявили о своей готовности сложить оружие. Кроме того, "ожидается явка с повинной так называемых бригадных генералов".

Кадыров также пояснил, что амнистия "даст правовые гарантии и дополнительный реальный шанс тем членам незаконных вооруженных формирований, которые по различным причинам были втянуты в преступную деятельность и совершили опасные деяния". Он подчеркнул, что "теперь судьба этих людей находится в их собственных руках".

Также Кадыров рассказал, что "только в этом году в республике с повинной явились 95 участников бандформирований". А всего, по словам премьера, в Чечне насчитывается не больше 60 местных боевиков, а все остальные пришлые. Поэтому рассчитывать на их добровольную сдачу не приходится.

Премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров. Фото AFP
Lenta.ru

Нынешняя амнистия станет для Чечни уже седьмой по счету со времени начала чеченского конфликта. Максимальное количество оправданных приходится на амнистию 1997 года, объявленную после вывода федеральных войск из Чечни и избрания президентом Ичкерии Аслана Масхадова. Тогда за полгода были амнистированы около 5 тысяч человек.

Последняя амнистия была объявлена в 2003 году в связи с принятием конституции Чечни. Тогда этим шансом воспользовался всего 171 боевик. Кроме того, были амнистированы 226 военных и милиционеров, совершивших нетяжкие уголовные преступления.

Как считается, поводом для подведения итогов второй чеченской кампании стала ликвидация Шамиля Басаева, останки которого, кстати, до сих пор пребывает в качестве неопознанного трупа, если говорить о юридической стороне дела. По мнению главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова, время для новой амнистии выбрано благоприятное, так как в Чечне уже нет силы, которая могла бы, как это было прежде, угрожать покаявшимся боевикам и членам их семей.

Если амнистия пойдет успешно, то у Кадырова и ФСБ возникнет проблема, что делать с непримиримыми боевиками, в том числе с оставшимися членами банды Басаева. Кадыров, неоднократно обещавший ликвидировать организатора убийства своего отца, достаточно ревниво отнесся к успеху ФСБ, главе которого выпала честь лично доложить Путину об уничтожении российского бин Ладена.

Таким образом, российские силовики дали понять чеченскому премьеру и его сторонникам в Москве, что во многих вещах он не столь незаменим, как он привык думать. По мнению эксперта Московского центра Карнеги, профессора МГИМО Алексея Малашенко, поимка Басаева могла бы стать козырным тузом для Кадырова в его отношениях с федеральным центром, однако Патрушев его опередил.

В интервью газете "Время новостей" эксперт отмечает, что у оставшихся профессиональных боевиков - учитывая то, что им рассчитывать на амнистию невозможно ни при каких раскладах - есть несколько вариантов дальнейших действий. Во-первых, они могут продолжить борьбу в горах, продолжая совершать теракты против представителей власти и диверсии против сотрудников правоохранительных органов.

Во-вторых, часть их них может попытаться уйти под крыло к Кадырову. Однако, скорее всего, они уже опоздали с этим шагом, полагает Малашенко. Тем более, что Кадыров, распустивший в мае этого года свой официальный спецназ, действовавший под крышей Антитеррористического центра при МВД республики, теперь отказался и от прямого руководства силовым блоком в правительстве Чечни.

Третий вариант для боевиков, по мнению эксперта, заключается в том, чтобы уйти на службу к федералам, которые нуждаются в укреплении границ России на Кавказе на случай возникновения полномасштабного вооруженного конфликта на территории Грузии. Кроме того, в профессионалах нуждаются также и исламские радикалы, как на Кавказе, так и в других частях света. Так что без работы "басаевцы", "умаровцы" и другие в ближайшее время не останутся, отмечает Малашенко.

Уничтоженные боевики. Кадр НТВ
Lenta.ru

Реально же после уничтожения Масхадова, Сайдуллаева и других лидеров боевиков, вести переговоры больше не с кем. Поэтому главной темой ближайших лет станет внутренняя ситуация в Чечне, где далеко не все довольны усилением роли Кадырова и близких к его семье кланов.

Снижение угрозы терроризма в связи с ликвидацией Басавева станет испытанием и для самого Кадырова, которому придется придумывать новые поводы для того, чтобы доказывать Кремлю свою необходимость. Перед ним стоит задача получить не только нынешнюю показную, но и подлинную общественную поддержку населения Чечни.

Ситуация в республике еще далека от стабильности, и дело не столько в боевиках, сколько во внутренних противоречиях в чеченском обществе. Поэтому в интересах как Кремля, так и самих чеченцев, как можно быстрее выработать единую точку зрения на дальнейшее развитие Чечни. А для этого всего лишь нужно согласовать понятные всем участникам правила игры. Так что дело теперь за подписанием договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным центром.

< Назад в рубрику