Перед Росатомом, ведомством бывшего полпреда президента Сергея Кириенко, полгода назад была поставлена непростая задача - создать вертикально-ориентированный холдинг "Атомпром", который бы консолидировал все объекты гражданской атомной энергетики и заодно эту энергетику бы возродил.
В физике твердого тела есть понятие кристаллизации. Вокруг так называемых центров кристаллизации в перенасыщенном растворе появляются сначала мелкие, а затем все более крупные кристаллики. В перенасыщенном растворе различных атомных ФГУПов, ведомств, предприятий, институтов и конструкторских бюро недавно стали происходить любопытные события - уже в ближайшее время махина Росатома породит целых два атомных субхолдинга - машиностроительный и топливный, в которых будут сконцентрированы все соответствующие российские активы.
Кроме того, по словам Кириенко, сейчас атомные станции строятся в энергодефицитных регионах, а в остальных сначала строятся гидроэлектростанции и ГРЭС. Действительно, именно в северных регионах, доставка топлива в которые сопряжена с определенными трудностями, ядерщикам позволят разместить плавучие АЭС. Сергей Кириенко, напротив, считает, что неатомные станции, в том числе газовые, в России надо строить в последнюю очередь. Предполагается, что атомная реформа увеличит долю ядерной энергетики в стране с 16 до 25 процентов.
Согласно утвержденной Путиным программе развития атомной отрасли, в стране ежегодно до 2030 года будет строиться по два реактора-гигаваттника. Интенсифицируется строительство АЭС за рубежом. Будут модернизироваться, ремонтироваться и заменяться старые энергоблоки.
Для масштабного атомного строительства реакторов нужны предприятия, которые смогут выдавать по госзаказу спецстали, комплекты корпусов энергоблоков, корпуса парогенераторов, ловушки расплава активной зоны, системы быстрого ввода бора, а также корпуса циркуляционного насоса и другое оборудование, без которого реализовать программу невозможно.
Корпуса реакторов в России производят "Ижорские заводы". Производят они их не то чтобы очень плохо, но и не то чтобы очень хорошо. По оценкам Кириенко, заводы могут производить по два комплекта корпусов в год. Газета "Коммерсант" оценивает их производительность еще ниже - в два комплекта за три года.
"Ижорские заводы" являются частью "Объединенных машиностроительных заводов", свыше 90 процентов которых принадлежит группе инвесторов, чьи интересы представляет Газпромбанк. Часть этого холдинга давно занимается атомным машиностроением, привлекая к себе внимание чиновников Росатома.
Сначала предполагалось, что эти предприятия будут переданы в управление структурам Росатома, однако недавно "Атомэнергомаш" (стопроцентная дочка корпорации "ТВЭЛ") подписал с Газпромбанком документ о создании совместного предприятия, в собственность которого и передадут "Ижорские заводы". Затем предполагается приобрести и контрольный пакет чешской фирмы Skoda JS, купленной сравнительно недавно "ОМЗ", и производящей оборудование для атомной энергетики.
После смены собственника "Ижорские заводы" получат многомиллионные инвестиции и должны будут в течение нескольких лет достичь уровня производства в 3-4 комплекта корпусов ежегодно. В этом случае иностранные АЭС также получат корпуса от "Ижорских заводов". Ожидается, что первоначальные вложения в переоборудование заводов составят 30-40 миллионов долларов. По словам Кириенко, заводы будут обеспечены заказами до 2030 года.
Атомная энергетика и атомная металлургия не могут обойтись без специальных сортов стали. Блокпакет еще одного актива "ОМЗ", компании "ОМЗ-Спецсталь", будет куплен "Атомэнергомашем" или совместным предприятием, в котором контрольный пакет принадлежит структурам Росатома. На строительство новой печи по отливке спецсталей емкостью в 120 тонн будет также потрачено до 40 миллионов долларов.
Чиновники заявили, что попытаются завершить сделку, результатом которой станет объединение атомных машиностроительных активов под крылом одной большой компании, к концу 2006 года.
Построить реактор мало. Для того, чтобы он работал, необходимо топливо, добытый и соответствующим образом переработанный уран. На мировых рынках спрос на уран значительно превышает предложение. В России, например, ежегодная добыча урана (чуть более 3 тысяч тонн) в три раза ниже ежегодного же потребления. Остальное восполняется из складских запасов. В этой ситуации утешает лишь одно - урана Советский Союз запас примерно на 50 лет вперед, добывая до 25 тысяч тонн ежегодно.
Для того, чтобы добывать больше урана, необходимо делать это не только в России. Этим должна заняться единая горнорудная компания, которую на паритетных началах учредят корпорация ТВЭЛ и "Техснабэкспорт". В корпорацию "ТВЭЛ" как раз входят немногочисленные российские предприятия по добыче урана. Их передавать новой компании пока не будут. Вместо этого новая компания получит долю в российско-киргизско-казахстанском совместном предприятии "Заречное".
В Киргизстане, Казахстане и Узбекистане находятся перспективные урановые рудники, открытые еще во времена СССР. В настоящий момент Кириенко и киргизский премьер Феликс Кулов обсуждают возможность восстановления производства на Кара-Балтинском горнорудном комбинате. Кроме того, "Техснабэкспорт" ведет переговоры о добыче узбекского урана. Эта задача скорее всего ляжет на плечи единой горнорудной компании, как и освоение болгарского месторождения, а также Эльконского месторождения в Якутии.
Горнорудная компания войдет в состав большой топливной компании, которая будет осуществлять полный цикл производства – от добычи урана до изготовления тепловыделяющих сборок.
Вполне возможно, что через несколько лет Россия сможет даже полноценно экспортировать уран. Если учитывать мировую моду на АЭС, это принесет в казну не один миллиард долларов (последние полтора года уран стремительно дорожает). Уже сейчас идет борьба за американский рынок атомного топлива. Кроме того, "Техснабэкспорт" активно работает в Германии, Южной Корее и Японии.
В результате всех этих эволюций должна получиться структура, схожая с советским Министерством средней промышленности (Минсредмашем). Отличие заключается в том, что в Минсредмаш не пускали частных инвесторов. Впрочем, тогда такого понятия и не было.
Относительно успешное IPO госкомпании "Роснефть" подтолкнуло российских атомщиков к тому, чтобы запланировать возможную продажу доли атомных предприятий частным инвесторам. По такому пути, например, пошли Газпромбанк и "Атомэнергомаш", дочерняя структура "ТВЭЛ", подписавшие соглашение о создании совместной компании. Соглашение подразумевает, что в будущем до 20 процентов получившегося атомного машиностроительного холдинга будет продано частным инвесторам. Можно предположить, что та же участь ожидает и другие холдинги, которые войдут в состав "Атомпрома".
Впрочем, до этого еще далеко. Пока Сергей Кириенко лишь собирает маленькие "росатомы" в одну кучку, пытаясь таким образом набрать критическую массу.