С 17 по 23 июля в британском городе Фарнборо проходит одна из крупнейших авиационных выставок в мире. Военные самолеты на салоне традиционно не продаются. Это означает, что большая часть российской делегации приехала в Фарнборо только для демонстрации своих достижений. Наоборот, ведущие производители гражданских самолетов и авиакомпании чувствуют себя в Фарнборо как на гигантском рынке - Airbus и Boeing на двоих к 21 июля заключили контракты почти на 40 миллиардов долларов.
27 июля 1932 года сообщество британских авиакосмических компаний (Society of British Aerospace Companies), основанное в 1916 году, организовало небольшую выставку в городе Хендон (Hendon), в которой приняли участие 16 британских компаний. Было решено проводить такие собрания регулярно, но планам британских авиаторов помешала Вторая мировая война. В итоге выставки возобновилась в 1946 году в местечке Радлетт (Radlett). В 1948 году выставка переехала в Фарнборо, где и проводится до сих пор. Место оказалось идеальным для проведения подобных выставок, ведь Фарнборо располагается всего в 30 милях от Лондона. Кроме того, здесь располагается штаб-квартира главной британской авиакосмической компании BAE Systems.
С начала 1962 года салон поменял формат - организаторы стал приглашать гостей со всего мира. В итоге число участников росло от выставки к выставке. В 2004 году в Фарнборо были представлены 1300 организаций, а выставку посетили 150 тысяч человек. В 2006 году, по данным организаторов выставки, в салоне решили поучаствовать 1480 компаний из 35 стран мира.
Российские компании ездят в Фарнборо с 1984 года. На первых для себя салонах СССР представлял только гражданские самолеты, а уже с 1988 года страна стала полноправным участником салона, впервые показав достижения в военном самолетостроении.
Руководство Фарнборо традиционно выступает против торговли военной техникой в дни проведения салона. Но это не означает, что мировые оборонные холдинги не приезжают на выставку. Примером тому может служить российский "Рособоронэкспорт", традиционно отправивший в Великобританию большую делегацию. "В работе выставки приняло участие более 60 российских предприятий с 250 наименованиями продукции военного назначения", - цитирует слова заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаила Петухова "Время новостей".
В выставочных полетах принял участие отечественный многофункциональный истребитель МиГ-29. За тем, как МиГ бороздил просторы английского неба, наблюдал даже премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Всего же на выставку зарегистрировалось 77 оборонных делегаций.
На Фарнборо оглашаются многие контракты, готовившиеся месяцы или даже годы. На выставку прибывают авиакомпании из самых отдаленных уголков планеты, чтобы обеспечить себя самолетами на десятки лет вперед.
Лента.Ру вспоминает самые значительные контракты, подписанные на Фарнборо-2006.
Основные производители гражданских самолетов подошли к выставке в Фарнборо в разном настроении. Если у американского Boeing все шло благополучно, европейский Airbus столкнулся с множеством проблем.
Все началось с того, что компания объявила о задержке поставок новых самолетов A380. Известие тут же вызвало обвал акций компании, поскольку сроки поставки являются для авиакомпаний таким же важным вопросом, как и цена. При невыполнении обязательств по срокам перевозчики могли просто разорвать предварительные контракты с Airbus и купить подобные самолеты у Boeing.
К тому же в компании разгорелся скандал с инсайдерскими сделками. Под подозрение попал один из двух исполнительных директоров основного акционера Airbus корпорации EADS Ноэль Форжар (Noel Forgeard). Его обвинил в том, что он, зная о проблемах с A380, умолчал о них и продал все свои акции EADS. В итоге Форжар, так же как и глава Airbus Густав Хамберт (Gustav Humbert), лишились своих постов.
Неудивительно поэтому, что первые контракты на Фарнборо заключил именно Boeing, а не Airbus. Сначала американский концерн подписал контракт на 2,2 миллиарда долларов с индонезийской авиакомпанией Lion Air на поставку 30 самолетов B737-900ER с 2010 года, а потом на шесть B787-8 Dreamliner общей стоимостью в 918 миллионов долларов - с лизинговой компанией Pegasus Aviation Finance.
Самый большой контракт американский концерн подписал с авиакомпанией Emirates. Азиатский перевозчик заказал 10 самолетов B747-8F на 2,8 миллиарда долларов.
Airbus сначала было нечем похвастаться перед журналистами. Но новое руководство компании провело удачную пресс-конференцию, на которой объяснило, как добиться выхода из кризиса, и продемонстрировало ряд улучшений в модели А350. Первый полет этого самолета состоится в 2011 году, а первые поставки начнутся в середине 2012 года.
То ли из-за презентаций, то ли из-за хорошей работы менеджеров заказы на Airbus с этого момента посыпались один за другим. Правда, перевозчики предпочитают покупать старые испытанные модели, например A320, а на новые проекты Airbus заключать нетвердые контракты.
В итоге европейскому концерну все же удалось обойти Boeing по общему числу заказов на Фарнборо. Выставка еще не закончилась, но "ярмарочная часть" уже почти завершена, поэтому вряд ли американской корпорации удастся выйти вперед.
По подсчетам AFP, к концу дня 20 июля в портфель заказов Airbus вошли 114 самолетов на общую сумму в 9,6 миллиарда долларов. Boeing за то же время успел продать только 28 самолетов на 5,7 миллиарда долларов. Агентство FlightGlobal прибавило к этой сумме опционы и предварительные контракты. У них получилось, что в середине дня 21 июля Airbus продал 190 самолетов на 19 миллиардов долларов, а Boeing получил 114 заказов на 9,7 миллиардов долларов в каталожных ценах.
Для отечественных компаний выставка в Фарнборо также не прошла даром. Правда, международных контрактов на поставку российских самолетов заключено не было, зато салон позволил решить многие внутренние проблемы.
В ходе Фарнборо российские гражданские самолеты приобретала только лизинговая компания "Ильюшин финанс". Сначала ИФК подписала контракт на покупку 25 самолетов Ан-140-100, которые компания намерена реализовать российским авиакомпаниям. 20 июля ИФК также приобрела 30 самолетов Ил-114-100 с поставкой в 2007-2011 годах. Каталожная цена Ила составляет 10,5 миллиона долларов, но, как пояснил гендиректор ИФК Александр Рубцов, компания хочет получить от производителя значительную скидку.
Другие российские компании на "Фарнборо" крупных контрактов не подписывали, если не считать таковым приобретение "Сухим" 3 тренажеров за 33 миллиона долларов.
С "Сухим", кстати, связана и другая интересная новость. Компания, которая надеется продать около полутысячи своих ближнемагистральных самолетов за рубеж, решила провести ребрендинг RRJ. Но ни креативного белого яйца на красном фоне, ни черно-желтых полосочек на проспектах RRJ не появилось. Менеджеры "Сухого" поступили кардинальней - они просто поменяли самолету название. Вместо RRJ (Russian Regional Jet) самолет стали именовать "Sukhoi SuperJet-100". Как пояснил глава "Сухого" Михаил Погосян, "пришло время дать этому самолету новое, понятное рынку название". Почему рынку ближе слово Super, еще понятно, а вот кого в гражданском авиастроении заинтересует Sukhoi, до этого производивший исключительно военные самолеты, ясно не совсем.
Еще одним важным событием Фарнборо стала договоренность титанового гиганта "ВСМПО-Ависма", которого ожидает переход под контроль государства , с бразильским производителем самолетов Embraer. Контракт будет действовать до 2011 года. Он еще раз подчеркнул значение титановой корпорации для мирового самолетостроения. С компанией сотрудничают все ведущие производители в мире, включая Boeing и Airbus. В частности, "ВСМПО-Ависма" сделала заготовки для деталей "проблемного" А-380 и для Boeing B-787.
С закрытием Фарнборо сезон авиавыставок в Европе можно будет считать законченным. Следующее крупное мероприятие пройдет только в июне 2007 года, когда авиаторы соберутся на салон в французском Ле Бурже. В 2005 году эту выставку посетили 480 тысяч человек и 206 официальных делегаций из 88 стран.
В августе 2007 года часть авиационного бомонда переместится в подмосковный Жуковский. Проходящий здесь салон МАКС считается российским аналогом Фарнборо. На последней выставке в 2005 году были представлены 600 организаций. Правда, контракты между мировыми авиаперевозчиками и самолетостроительными компаниями здесь обычно не подписываются - на МАКС едут те, кто работает в России или с Россией.
В начале лета 2008 года все внимание авиаторов переключится на выставку в Берлин. А там уж и до нового Фарнборо рукой подать.