Мир
01:48, 25 июля 2006

"ХизбИран" Дипломаты ищут ключи от мира в Ливане не там, где следует

Иван Яковина

Война в Ливане постепенно становится затяжной, и ажиотаж в мировых СМИ, вызванный первыми кадрами бомбардировок и обстрелов, спадает. Основные сражения перемещаются из военной сферы в дипломатическую, правда особого успеха на этом поле пока никто не достиг.

Израильская армия, раскритикованная мировыми СМИ за "неразборчивость в целях" в первые дни бомбардировок, стала более аккуратной: число жертв среди мирного населения Ливана значительно уменьшилось. Среди боевиков "Хизбаллы" (в переводе с арабского - "Партия Аллаха") - больше, но считать их всем (кроме израильтян) просто скучно.

Сами авианалеты, поначалу будоражившие мировое общественное мнение, постепенно стали рутиной. Кадры, показывающие степень разрушений в ливанских городах, а также раненых ливанцев на больничных койках, уже не вызывают былого интереса.

То же самое касается и действий "Хизбаллы": если первый ракетный обстрел Хайфы стал сенсацией всемирного масштаба, то сейчас, когда в этом городе ракеты рвутся ежедневно, эта тема перестала сильно волновать зрителей и читателей. А жертвы и разрушения в израильских городах стали уже чем-то вроде терактов в Ираке, где день без взрыва - куда более редкое явление, чем сами взрывы.

Единственным заметным событием на фронтах стало начало ограниченной наземной операции ЦАХАЛа на юге Ливана. Но и оно публике не слишком интересно - сражения за небольшие деревеньки без ярких телекартинок кажутся даже менее драматичными, чем бомбардировки Бейрута или взрывы в Хайфе.

Зато на дипломатических фронтах, наконец, началось оживление. Поначалу опешившие от стремительного развития событий на Ближнем Востоке мировые лидеры наперебой стали высказываться по существу проблемы и предлагать свои рецепты выхода из кризиса.

На данный момент относительно четко прослеживаются две точки зрения на конфликт. Первая - стороны должны срочно остановить боевые действия и затем решать свои проблемы за столом переговоров. Вторая - террор должен быть наказан, а угроза Израилю снята, после чего должны начаться консультации о дальнейшем урегулировании.

В переводе с дипломатического на человеческий первая точка зрения предполагает остановку Израилем бомбардировок Ливана и отвод войск. После чего, по мысли сторонников этой идеи, Иерусалим должен пытаться каким-то образом уломать террористов обменять своих солдат в обмен на заключенных арабов. Причем почти без шансов на успех.

Вторые считают, что ЦАХАЛ должен сначала свернуть "Хизбалле" шею, чтобы она "бесплатно" отдала солдат в страхе перед продолжением военной операции.

Первый вариант по душе Ливану, самой "Хизбалле", а также большей части арабских и европейских стран, а второй наибольшее понимание находит в Израиле и США.

Однако оба этих варианта, мягко говоря, трудноосуществимы.

Израиль не готов пойти на отказ от операции против шиитских радикалов и, тем более, на переговоры с ними об обмене пленными. Подобное развитие событий стало бы однозначной победой террористов и, вне всяких сомнений, подтолкнуло бы их к осуществлению все новых и новых нападений. А поощрение терроризма совершенно точно не входит в планы Иерусалима.

Но и процесс "сворачивания шеи" военным и политическим структурам боевиков может затянуться на долгий срок. Причем положительный результат также не гарантирован. В условиях полной поддержки со стороны местного населения шиитские боевики не будут испытывать ни малейших проблем с набором кадров для замещения выбывших из строя, а оружия и боеприпасов в регионе за десятилетия войн и конфликтов накоплено очень много. Вырвать "Хизбаллу" с корнем военными методами будет в высшей степени непросто. Во всяком случае, эта задача - не на несколько недель. Пример тому - сектор Газа, где даже в годы израильской оккупации террористические организации существовали и как-то развивались.

Для поиска выхода из сложившегося тупика в регион зачастили министры иностранных дел и специальные посланники из арабских стран, Европы и США. Однако никаких прорывных идей никто пока не предложил. Все инициативы сводятся либо к безусловному освобождению похищенных военных (что неприемлемо для "Хизбаллы"), либо к переговорам с террористами (на что не готов пойти Израиль).

Единственной более или менее свежей идеей стало предложение европейцев о вводе международных сил на юг Ливана, которые могли бы предотвратить обстрелы израильских городов ракетами исламистов. Но и тут есть две неувязки: Иерусалим не намерен терпеть помех в деле уничтожения террористической инфраструктуры, а "Хизбалла" совсем не жаждет видеть на традиционно контролируемых ею территориях кого бы то ни было.

Эта ситуация продлится до тех пор, пока экстремистам не будет нанесено сокрушительное поражение. А это, как уже отмечалось, может занять очень много времени.

В результате поездки европейских и американских политиков и дипломатов на Ближний Восток едва ли стоят топлива в их самолетах.

Ключ от решения конфликта, похоже, находится за тысячи километров к востоку от мест ведения боев - в Тегеране. Именно из Ирана (через Сирию) "Хизбалла" получает оружие, деньги и инструкторов, а как следствие этого - и приказы. Перефразируя известное выражение, кто "Хизбаллу" обедает, тот ее и танцует.

Ведь по странному стечению обстоятельств, именно в тот момент, когда Иран загнали в угол, выдвинув на обсуждение ООН резолюцию, угрожающую санкциями против этой страны, ливанские боевики совершили нападение на Израиль, в ходе которого и были похищены солдаты.

Внимание мирового сообщества тотчас переключилось на Ливан, но об Иране полностью не забыли. Даже более того: давление на Тегеран может еще и усилиться - слишком очевидны его связи с "Хизбаллой" и еще более подозрительным представляется выбор террористами времени нападения на Израиль.

В конечном итоге, посланники мировых столиц едут не туда, куда следовало бы. Они ищут мира на поле боя, а не там, где было принято решение о начале войны. Пока с Тегераном (который, разумеется, все отрицает) не будет проведен более чем серьезный разговор, конфликт в Ливане не прекратится.

< Назад в рубрику