Вряд ли слово СИЗО ласкает кому-то слух и вызывает приятные воспоминания, тем более сложно представить себе человека, который бы добровольно отправился в следственный изолятор на временное проживание. Однако в ближайшем будущем даже у тех, кто идеально чист перед законом, появится замечательная возможность не только пожить, но и поработать в СИЗО. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) разработала программу вывода следственных изоляторов из исторических городских центров и планирует превратить камеры в привлекательные туристические комплексы, гостиницы, музеи и просто в офисные здания.
Уникальное решение
Как рассказал 24 июля 2006 года газете
"Коммерсант" руководитель пресс-службы ФСИН Александр Сидоров, федеральное ведомство готово передать инвесторам около 70 СИЗО, расположенных в центральных частях российских городов, в обмен на строительство новых изоляторов, соответствующих европейским стандартам. К новым зданиям будут предъявлены максимально жесткие требования. В частности, в новых изоляторах расчет площади должен составлять 7 квадратных метров на человека, что в принципе для российских тюрем нетипично.
"Законодательно принятый у нас лимит площади в СИЗО - это 4 квадратных метра на человека, что соответствует европейским нормам. По факту же - 3,4 квадратного метра в среднем по стране, а в Москве и Петербурге - значительно меньше. Например, в "Бутырке" общая площадь камер - 5,3 тысячи квадратных метров, в них размещается 2670 человек, то есть получается меньше 2 квадратных метров на человека", - пояснил Александр Сидоров. Откуда же взялись заманчивые 7 квадратных метров? Все объясняется просто - ФСИН делает запас на будущее. В настоящий момент Совет Европы рекомендует строить тюрьмы именно с таким расчетом, а в дальнейшем не исключено, что такие нормы станут законодательно оформленным правилом.
Программа удивила наблюдателей, но совсем не обнадежила инвесторов: даже представители ФСИН подтверждают, что строительство тюрем является очень затратным видом предпринимательства. "По нашим подсчетам, стоимость квадратного метра современного СИЗО превышает цену офиса класса А и сопоставима с ценой элитного жилья. Каждый такой проект - это сотни миллионов долларов", - объяснил Александр Сидоров. Однако, по его словам, желающие потратиться на строительство тюрем все-таки найдутся: некоторые инвесторы уже заинтересовались реконструкцией Бутырской тюрьмы в Москве и "Крестами" в Санкт-Петербурге. При этом пресс-секретарь ФСИН отказался назвать возможных партнеров ведомства, уточнив лишь, что это иностранные компании.
Всего масштабная программа реконструкции предполагает вывод из центральных районов российских городов 211 СИЗО. Ситуация осложняется тем, что большинство этих зданий являются памятниками архитектуры, а следовательно, инвестор не имеет права даже "навесить" кондиционеры на фасад. Таким образом, даже внутреннее расположение помещений определяется частотой камерных окон.
"Кресты" и "Бутырка"
Несмотря на то, что о программе стало известно совсем недавно, журналисты уже выяснили подробности будущей судьбы двух главных российских тюрем - московской "Бутырки" и петербургских "Крестов".
Как рассказал глава Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин, здание столичного СИЗО уже выработало свой ресурс, и дальнейшее содержание подследственных в нем становится все более затратным. При этом просто закрыть тюрьму ФСИН не может, потому что в этом случае заключенных придется переводить в другие изоляторы, например, в не менее знаменитую "Матросскую тишину", однако ни одна российская тюрьма не сможет "потянуть" еще 2,5 тысячи человек дополнительно. В связи с этим, по словам чиновников, здание тюрьмы можно сдать в аренду частным компаниям, но только с гигантским обременением в виде строительства нового СИЗО.
Однако Александр Сидоров рассуждает о реконструкции "Бутырки" как о деле совсем решенном. По его данным, чтобы получить в центре Москвы земельный участок площадью 3,4 гектара, на котором расположена тюрьма, инвестор должен построить новое здание общей площадью около 130 тысяч квадратных метров с площадью камер не менее 18 тысяч квадратных метров. При этом тюремные нормы предполагают создание дополнительных "условий", например, наличие бытовых удобств и систем видеонаблюдения.
Иностранные газеты приветствовали планы ФСИН продать "Бутырку". "Забудьте о вилле на озере Комо, замке в Шотландии и личном острове в Карибском море. Теперь российские богачи могут найти жилье, обеспечивающее желаемую тайну и безопасность, в самом центре Москвы - в тюрьме, построенной императрицей Екатериной Великой", - написал, например, в своей статье корреспондент Times Джереми Пейдж.
Планы по реконструкции "Крестов" не столь известны, но не менее масштабны. "Совместно с городскими властями Санкт-Петербурга разработан проект, согласно которому потенциальные инвесторы могут получить известный изолятор с его удобным местоположением в центре северной столицы для переоборудования под гостинично-развлекательный комплекс, но, в свою очередь, должны построить новый, оснащенный по последнему слову техники, изолятор", - говорится в официальном сообщении пресс-службы ФСИН. Основными условиями для инвестора также станут сохранение исторического облика памятника архитектуры и строительство нового СИЗО. Как говорят некоторые эксперты, такие планы появились у властей "северной столицы" в связи с катастрофической нехваткой в городе гостиничных мест.
Примечательно, что из опрошенных "Коммерсантом" политиков и деятелей культуры в перестроенные "Кресты" навсегда согласился переехать только певец Вилли Токарев. "С удовольствием, если сделают комфортабельно и со вкусом! Новые тюрьмы построят за пределами города, что удобно для транспортировки заключенных. Для исторических зданий достаточно сделать легкий make-up - и можно въезжать. А если строить заново, то вообще можно сделать из любой тюрьмы конфетку! Таким проектам обеспечен успех", - считает музыкант. Кроме того, "без отрыва от производства" в бывшей тюрьме готов работать депутат Госдумы Геннадий Гудков.
Приватизация по-тюремному
Идея Федеральной службы исполнения наказаний без тени сарказма поражает своей новизной и оригинальностью. То, что российские СИЗО необходимо реконструировать и расселять, ни для кого не является секретом, однако традиционно считалось, что это пусть непосильная, но все-таки задача федерального бюджета. В ФСИН посчитали по-другому и решили использовать известную практику заключения инвестиционных контрактов с обременением, переложив финансирование важной общегосударственной реформы на плечи частных инвесторов. На самом деле ничего в этом зазорного нет: если у государства нет средств, на помощь ему приходит частный капитал. Однако, как ни странно, большинство экспертов говорит, что ни одна уважающая себя инвестиционная или строительная компания не возьмется за этот проект и не станет превращать бывшие казематы в центры экстремального и не очень экстремального туризма. Но при этом никто не исключает, что проекты привлекут иностранных инвесторов, которые с радостью разместят в бывших СИЗО своих путешествующих соотечественников. В этом смысле реакция западной прессы и звезды иммигрантского шансона крайне показательны.
Единственным верным решением в сложившейся ситуации может стать создание музеев на месте главных тюрем . Такая практика активно используется во всем мире. Например, в знаменитый Алькатрас, расположенный в бухте Сан-Франциско и известный тем, что в нем провел 4,5 года Аль Капоне, уже несколько лет открыт для туристов: каждый желающий может попасть в музей за 16-20 долларов. В английскую тюрьму Клин можно прийти на экскурсию за 11 долларов, а в старую тюрьму Мельбурна - за 9 долларов. В те же "Кресты" иностранцев уже пускают за 250 рублей с человека, и ничто не мешает полностью превратить петербургский СИЗО в музей. Однако если федеральные власти примут такое решение, платить за строительство новой тюрьмы на окраине города придется из того же федерального бюджета. Поэтому не стоит исключать того, что в Бутырке появятся офисы, а тюрьму на берегу Невы переоборудуют в гостинично-развлекательный центр. Заинтересованный инвестор всегда найдется, тем более -иностранный.