Культура
22:20, 30 июля 2006

Девичьи грезы Или почему нам не нужен Супермен

Жил-был хороший голливудский режиссер Брайан Сингер. Жил он совсем не плохо, периодически снимая вполне приличные фильмы про непростые взаимоотношения мутантов и людей. А потом взял, да и решил стать классиком, то есть вернуть к жизни главного выжимателя девичьих слез - Супермена. Вернуть-то он его вернул, да только теперь никто не знает, как его назад отправить.

Собственно, вся история Человека из стали - это те же самые непростые отношения инопланетного мутанта с взволнованной людской массой. Масса, как водится, неоднородна и иногда горит желанием изрядно пострелять в героя из крупнокалиберных пулеметов, чтобы он не мешал ей спокойно грабить банки и сбрасывать на головы прохожим всяческие многотонные конструкции с крыш небоскребов. Но Супермен быстр, Супермен неустрашим, Супермен неуязвим для всех видов человеческого оружия и вообще питается энергией Солнца.

Но главное - он летает! А какая честная девушка может устоять перед двухметровым красавцем в красном гульфике, способным подарить ей полет к облакам? Даже Мадлен Олбрайт не сможет. И вот именно на этой струне, не мудрствуя лукаво, и решил сыграть Сингер. Задумка была проста, как все гениальное.

Отлучившийся полюбоваться на обломки собственной планеты Супермен, возвращается обратно, чтобы обнаружить, что его девушка Лоис Лэйн стала мамой и проживает в гражданском браке с племянником своего босса.

Более того, огорченная долгим отсутствием своего инопланетного друга, девушка написала обидную статью под названием "Почему нам не нужен Супермен" и даже получила за это Пулитцеровскую премию. Что же делает наш герой? Конечно, устраивается под видом Кларка Кента работать в ту же газету, чтобы периодически являться к девушке в синем трико и героически напоминать ей, что она допустила серьезную ошибку, не дождавшись его. А в промежутках между этим никто-никто не может узнать в нем Супермена, так как в быту он носит большие очки, мешковатый костюм и дурацкую улыбку.

Всякие там неприятности в виде уже упоминавшихся грабителей банков и терпящих аварию шаттлов, которые наш мутант забрасывает в космос одним легким движением руки, являются лишь прелюдией к страстному полету к звездам, который заставляет главную героиню забыть и про мужа, ушедшего за буритто и про сына, страдающего, как кажется, от всех возможных заболеваний. "Мои муж летчик. Мы с ним тоже летали", - шепчет в полубреду девушка. "Но не так же", - демоническим баритоном вещает в ответ Супермен, унося ее в звездные дали.

Дальнейшая реакция девушки вполне предсказуема. По вечерам она тоскливо смотрит в небо, нервно курит, а потом в ответственный момент бросается за своим героем в пучину вод, опять же забыв о смертельной опасности, которая угрожает в этот момент ее ребенку. Ход беспроигрышный. Добрая половина зрительниц последовала бы ее примеру, расталкивая локтями столпившихся у края пропасти конкуренток.

Кейт Босворт и Брэндон Рут в фильме "Возвращение Супермена"
Lenta.ru

Вы скажете: а как же суперзлодей, который должен был серьезно портить кровь, (или что там у него в жилах), Супермену весь фильм? Ответ Сингера снова гениален: ну, какой может быть противник у инопланетянина, о зрачок которого сплющивается выпущенная с расстояния 10 сантиметров пуля, который поднимает в околоземное пространство целые архипелаги, падает обратно на землю с ускорением в девять "жэ" и умудряется отделаться при этом легкой комой? Ведь это чертовски сложно придумать достойного злодея для такого героя в гульфике. Сингер и не старается придумать. Он просто зовет прекрасного актера Кевина Спейси и поручает ему изобразить давнего недруга Супермена Лекса Лютера, надеясь, что уж он то сыграет все как надо.

И Спейси играет, забавно жестикулируя, строя гримасы и иногда отпуская почти смешные шутки. Однако даже в его игре видна вторичность, по отношению к довлеющему над фильмом желанию Сингера понравиться девочкам. Вот получивший криптонитом под ребро Супермен вываливается из гидроплана, с трудом взлетает к Солнцу и уже через секунду мчится, изрыгая пламя, на новый бой с Лютером. И так каждый раз: опасность, красивый пируэт, раскинутые руки, блестящий в лучах нагрудный знак в виде буквы "S" и новый головокружительный полет под стоны оставшегося на земле слабого пола.

Многие критики углядели в незатейливой режиссуре Сингера некую "христианизацию" Супермена. Дескать, вот эта почти библейская риторика про отца, который отдал заблудшему человечеству своего сына, велеречивые опусы про сына, который станет отцом - это все оттуда. Ей Богу, это смешно. Примерно также смешно, как искать богохульство в забавном детективе под названием "Код да Винчи".

Примерно через два часа всех этих кульбитов нельзя не задаться вопросом: а на что, собственно, были потрачены 260 миллионов долларов, столь щедро отпущенные кинокомпанией Warner Bros.? На CGI-образы главного героя? На компьютерное моделирование горящего самолета? На покупку революционных камер Genesis, которыми так гордится Сингер? Во всяком случае, видеоряд, который он нам предложил на дает ответа на этот вопрос. Столь внушительный бюджет должен был гарантировать, если не совсем уж новаторские спецэффекты, то хотя бы не так сильно отдающие нафталином.

Кэвин Спейси в роли Лекса Лютера
Lenta.ru

Ну, а что касается самого образа железобетонного инопланетянина, то актер Брэндон Рут, может быть совершенно спокоен. Даже его внушительный рост и косая сажень в плечах не помешают ему остаться совершенно незамеченным на людной улице. Никто не остановит его с истошным криком: "смотрите, да это же Супермен", никто не попросит автографа и не пригласит выпить. Его персонаж, который и без того не отягощен каким-то драматическим ореолом, в его исполнении получился настолько блеклым, что серьезно обсуждать его достоинства могут лишь те же девочки пубертатного периода.

Вероятнее всего, он обречен и далее облачаться в обтягивающий сине-красный костюм, грозно сверкать глазами и разить супостатов своим железным кулаком. Ведь несмотря на очевидный кассовый провал "Возвращения Супермена", нас обязательно ждет продолжение. Остается лишь надеяться, что в следующий раз Брэндон Рут сотоварищи попадут в руки режиссера, понимающего, что основными покупателями такого продукта являются вовсе не девочки, а совсем даже взрослые мальчики и их подрастающие сыновья.

Андрей Воронцов

< Назад в рубрику