Мир
01:59, 2 августа 2006

Пропагандистская битва за Кану Израиль утверждает, что жителей ливанской деревни убило их собственное правительство

Михаил Тищенко

Бомбардировка ливанской деревни Кана, в результате которой погибли более 50 человек, очевидно, все-таки получит официальную правовую оценку. Провести расследование этого инцидента уже обещали ООН и руководство израильской армии, воздушная атака которой, согласно наиболее распространенной версии события, стала причиной гибели людей.

Аналогичная попытка найти и наказать виновных за массовые убийства в Кане в 1996 году не привела к сколько-либо значимым результатам. Напомним, что десять лет назад в результате израильского авианалета на эту ливанскую деревню погибли более ста человек. Погибшие были беженцами, которые прятались от воздушных атак в здании ООН.

Израиль тогда объяснял происшедшее ошибкой, однако эксперты ООН, изучив обстоятельства дела, пришли к выводу, что возможность ошибки в данном случае маловероятна. Правозащитники из "Международной амнистии" заявили, что израильская армия "намеренно" атаковала здание с беженцами. Однако все обвинения по сути повисли в воздухе.

В подобной ситуации Израиль озабочен не столько возможными правовыми последствиями, связанными с бомбардировками Каны и других населенных пунктов Ливана, сколько ущербом для своего образа в глазах мирового сообщества. Как отмечает издание Jerusalem Post, на фоне фотографий убитых в Кане детей Израилю почти невозможно будет убедить мир, что именно он является жертвой в нынешнем вооруженном конфликте.

Израильское руководство не желает, чтобы представители "Хизбаллы" и прочие экстремисты превратили инцидент в Кане в собственную пропагандистскую победу, - и само переходит в наступление на информационном фронте.

Уже на следующий день после бомбардировки Каны премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт распорядился, чтобы пресс-служба ЦАХАЛа обнародовала видеозапись ракетных обстрелов, которые вели из Каны боевики "Хизбаллы". Эта запись, отмечает Jerusalem Post, должна была стать неким "противовесом" к фотографиям мертвых ливанских детей, распространенным СМИ по всему миру.

Извинения израильских политиков и военных, сначала, как и десять лет назад, заявлявших об "ошибке", вскоре сменились ответными обвинениями. В заявлении, выпущенном пресс-службой Армии обороны Израиля, ответственность за любые жертвы среди гражданского населения Ливана возлагается на "Хизбаллу", которая "прячется за спинами мирных жителей", а также на ливанское правительство, неспособное, по мнению ЦАХАЛа, пресечь деятельность экстремистов на территории своей страны.

Начальник штаба ВВС Израиля Амир Эшел заявил, что здание в Кане обрушилось только через семь часов после израильского авианалета, к тому же, по его словам, военные атаковали совершенно другую цель, в пятистах метрах от дома, в развалинах которого погибли люди. Согласно одной из версий, выдвинутой офицером израильских ВВС, в здании детонировала взрывчатка, оставленная боевиками "Хизбаллы".

Посол Израиля при ООН Дан Гиллерман развил эту мысль, предположив, что за обрушением здания в Кане стоит "Хизбалла", которая либо сама организовала взрыв, либо насильно удерживала в доме мирных жителей, зная, что он может стать целью бомбардировок. Объектом критики со стороны Израиля стали даже ливанские спасатели, которые, по мнению израильских политиков, приступили к разбору завалов "только тогда, когда на месте происшествия появились телекамеры".

Впрочем, для победы в информационной войне Израилю уже недостаточно оправданий, ответных обвинений или простых формул, предложенных министром юстиции Хаимом Рамоном ("Все, кто находятся в южном Ливане - террористы"). По мнению Раанана Гиссина, ранее работавшего советником израильского премьер-министра, более всего его стране нужно событие с большим "драматическим эффектом", событие, подобное форсированию Суэцкого канала в войне с Египтом 1973 года. Выбор действительно невелик: если Израиль не сможет обеспечить себе имидж победителя или как минимум жертвы конфликта, на его долю останется только образ агрессора.

< Назад в рубрику