Россия
16:43, 2 августа 2006

Слив засчитан Березовский обвинил в убийстве Гонгадзе Мороза и Фридмана

Фонд гражданских свобод Бориса Березовского предоставил украинской Генеральной прокуратуре показания некоего свидетеля, обвиняющего в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе украинского политика Александра Мороза и российского бизнесмена Михаила Фридмана. Это обвинение представляется ударом сразу в нескольких направлениях – вполне в стиле Березовского.

Исполнительного директора Фонда гражданских свобод (фонд возглавляет Борис Березовский, осуществляющий через него общественно-политическую деятельность на постсоветском пространстве) Александра Гольдфарба допрашивали в украинской Генпрокуратуре в понедельник. Как рассказал Гольдфарб на следующий день журналистам, в ходе допроса он передал следователю прокуратуры задокументированные и нотариально заверенные показания некоего человека, который не является гражданином Украины и показания дал в США, но готов приехать на Украину при условии предоставления ему гарантий безопасности. Имя свидетеля отказалась сообщить и Генеральная прокуратура, ссылаясь на интересы следствия.

Свидетель Березовского утверждает, что летом 2000 года Александр Мороз несколько раз ездил в Россию и встречался с Михаилом Фридманом, рассчитывая с его помощью получить как финансовую поддержку для своей партии, так и – благодаря связям Фридмана в российской элите – политическую. Мороз якобы пообещал Фридману, что, придя к власти, он предоставит ему доступ к украинским энергетическим и иным активам.

Как в старые ... времена

Березовский и Фридман – давние недруги. В 1999 году Фридман собирался дать кредит миноритарным акционерам издательского дома "Коммерсант", чтобы они смогли выкупить издание у его главного владельца Владимира Яковлева. Березовский, сам претендовавший на "Коммерсант", по словам Фридмана, в угрожающей форме требовал от него кредит не давать. Подействовали угрозы или сыграл свою роль какой-то другой фактор, но "Коммерсант" в итоге достался Березовскому.

В октябре 2004 года в эфире НТВ Фридман заявил, что Березовский ему угрожал. Березовский, получивший к тому моменту политическое убежище в Великобритании, обратился в лондонский суд, обвинив Фридмана в клевете. Суд заслушал показания самого Фридмана, его компаньона, президента "Альфа-банка" Петра Авена, главы холдинга "Интеррос" Владимира Потанина и других и принял решение в пользу Березовского, обязав главу "Альфа-групп" выплатить штраф в размере 50 тысяч фунтов стерлингов.

Адвокаты Березовского сделали все для политизации процесса: они утверждали, что успехи "Альфы" в бизнесе обусловлены связями ее руководства с российской властью, спрашивали у Фридмана, является ли он "любимым олигархом Путина", напоминали о "политической окраске" дела Ходорковского.

К слову сказать, в сентябре 2005 года в интервью "Sueddeutsche Zeitung" Михаил Ходорковский, характеризуя различные модели поведения обладателей крупных капиталов в России при Путине (эмиграция, дружба с властью, подчеркнутая лояльность…), вскользь отметил, что Фридман "всегда готов к отъезду".

Михаил Фридман. Кадр НТВ
Lenta.ru

Обвинения Фридмана в адрес Березовского прозвучали в программе "К барьеру", на которой предприниматель встречался с генеральным директором "Коммерсанта" Андреем Васильевым. "Коммерсант" в это время судился с "Альфой" по другому поводу. В июле 2004 года в газете "Коммерсант" появилась статья о разразившемся в то время банковском кризисе. В статье утверждалось, что у "Альфа-банка" "возникли проблемы", после чего вкладчики, и без того перепуганные закрытиями банков и отказами банкоматов выдавать деньги, стали осаждать отделения банка еще сильнее. Свои материальные и репутационные издержки "Альфа-банк" оценил в 320,5 миллиона рублей и иск выиграл.

Другое столкновение между Фридманом и Березовским произошло весной 2005 года. Фонд гражданских свобод Березовского заявил, что располагает копией некоего документа, в котором перечислены все налоговые претензии к "Альфа-групп". На основании этих сведений ФГС утверждал, что "Альфу" может ожидать судьба "ЮКОСа", а Фридмана – судьба Ходорковского.

Российская Генпрокуратура заявила, что никаких претензий ни к "Альфе", ни к ее руководству не имеет.

Отметим также, что с Фридманом борется не только Березовский. 6 июня на круглом столе "Роль и место олигархов в президентских выборах 2008 года" три прокремлевских политолога – Сергей Марков, Валерий Хомяков и Виктор Милитарев – предупреждали, что в борьбе за позицию преемника Путина и места в новой властной команде олигархи могут взять реванш (участники круглого стола исходили из убеждения, что Путин с властью олигархов в России покончил). При этом они называли только одно конкретное имя – Михаил Фридман (упоминания Ходорковского и Березовского, по понятным причинам, не в счет).

"Есть серьезные основания считать, что "Альфа-групп" будет продвигать своего человека на высшие государственные посты", – сказал Хомяков и предположил, что Фридман метит в премьер-министры. Милитарев подчеркнул, что Фридман является автором схемы легитимации итогов приватизации через преобразование российских компаний в международные, как это произошло при слиянии ТНК и BP (Фридман является председателем Консультативного совета "ТНК-ВР").

О Фридмане говорили как о лидере "фракции нетерпеливых", не желающих эволюции крупного капитала в том направлении, которая задается политикой Путина, а жаждущих "олигархического реванша". "Я бы не удивился, – добавил Виктор Милитарев, – если бы узнал, что не только Березовский и Невзлин вместе, но и Фридман вместе с ними обсуждают какие-нибудь колоссальные политико-хозяйственные проекты".

Ни одного факта, ни одного документа в обоснование своих подозрений относительно Фридмана никто из участников круглого стола не привел. В ЖЖ в таких случаях говорят: "Слив засчитан".

Сам Фридман заявил, что его "уже не поражает вопиющая абсурдность и бессмысленность" обвинений Березовского и отметил, что странно, что его еще не обвиняют в убийстве Троцкого и попытке ограбления Форт-Нокса. Он заявил, что Мороза лично не знает и никогда с ним не встречался, а о Гонгадзе услышал лишь после его гибели. Глава "Альфа-групп" заявил, что намерен попросить о украинской Генпрокуратуры разъяснений по поводу показаний неизвестного свидетеля, в которых фигурирует его имя, а затем, возможно, и пожаловаться в это ведомство на Березовского.

Киев - это между Москвой и Лондоном

Александр Мороз. Кадр НТВ
Lenta.ru

Комментировать выступление Гольдфарба украинские политики принялись немедленно. Представители возглавляемой Морозом Социалистической партии возложили ответственность за обвинения против своего лидера на "Блок Юлии Тимошенко", который якобы таким образом мстит социалистам за то, что они "переметнулись" из "оранжевой" в "антикризисную" коалицию, от БЮТ и "Нашей Украины" к Партии регионов Виктора Януковича и коммунистам. Мороз благодаря этому получил пост спикера Верховной Рады, а Янукович рассчитывает на премьерство.

О том, что Юлия Тимошенко давно и активно контактирует с Березовским, говорят не первый день – в основном ее политические противники. Тимошенко утверждает, что контактируют с бывшим российским олигархом ее враги из окружения президента Украины Виктора Ющенко (например, Петр Порошенко), а сама она с Березовским никаких дел не имеет и никогда не имела.

Все по сюжетамДело журналиста Гонгадзе Парламентский кризис на Украине

Учитывая, что политический кризис на Украине продолжается не первый месяц и финал его трудно прогнозируем, можно считать обвинения против Мороза ударом по сложившейся вокруг Януковича коалиции. Впрочем, Гольдфарб начисто отрицает какую-либо связь между политической ситуацией на Украине и обнародованием показаний анонимного свидетеля. Он заявил, что это просто совпадение.

Примечательно еще и то, что значительную электоральную поддержку Александр Мороз в свое время набрал именно благодаря "делу Гонгадзе": он обнародовал запись разговора между человеком, голос которого похож на голос тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы, и другого человека, чей голос напоминает голос министра внутренних дел Юрия Кравченко. В этом разговоре человек с голосом как у Кучмы приказывает человеку с голосом как у Кравченко убить Георгия Гонгадзе – оппозиционного журналиста, раздражавшего украинскую власть.

Гольдфарб, ссылаясь на показания все того же неназванного свидетеля Березовского, объяснил изощренную логику, которой якобы руководствовался Мороз, заказывая убийство Гонгадзе, следующим образом: лидер Соцпартии заранее подготовился к тому, чтобы потом свалить вину за убийство журналиста на Кучму, "разоблачить" его, отстранить от власти и прийти ему на смену. То есть убийство Гонгадзе было не более чем политической провокацией.

По мнению наблюдателей, в то, что Гонгадзе "заказал" Мороз, может всерьез поверить лишь небольшая часть украинского общества, тем более что Генеральная прокуратура уже заявила, что изучила показания свидетеля Березовского и не нашла в них "никаких объективных данных" о причастности спикера Верховной Рады к этому преступлению. Остается только повторить: "Слив засчитан".

Иван Грушин

< Назад в рубрику