Если кто-то обратил внимание на выражение лица Виктора Ющенко, когда тот объявлял в ночь со 2 на 3 августа о внесении в парламент кандидатуры Виктора Януковича на пост премьер-министра, то он, несомненно, сделал вывод, что это не самое радостное для президента Украины заявление, которое ему когда-либо приходилось делать. Не факт, однако, что о роспуске Верховной Рады Ющенко бы сообщил с улыбкой. Думается, теперь президенту следует отступить от своей созерцательной позиции, которой он, за исключением последних нескольких дней, придерживался в течение всего парламентского кризиса. Принять Януковича как данность и начать работать вместе - это лучшее, что может сделать Ющенко.
В среду депутат Верховной Рады от фракции БЮТ, директор Европейского института интеграций и развития Дмитрий Выдрин сделал любопытное наблюдение, метко подметив главную черту Ющенко как политика, оказавшегося перед сложнейшим выбором, когда вариантов решения всего два - "да" или "нет". В такой ситуации, считает политолог, глава украинского государства предпочитает вообще ничего не делать, уходить от решения любыми способами. Это в свою очередь, по мнению Выдрина, свидетельствует о "тайном буддизме" президента, для которого "недеяние играет роль более сакральную, чем деяние".
Действительно, складывается впечатление, что Ющенко долгое время, пока в Верховной Раде шли баталии, а обитатели палаточных городков в Киеве вытаптывали Мариинский парк, предавался созерцанию и самосовершенствованию, чтобы в конечном итоге предъявить публике Универсал национального единства как свидетельство своего духовного и гражданского роста. Само собой, этот документ, подписание которого всеми политическими силами страны президент сделал главным условием внесения в Раду кандидатуры премьера, вызвал весьма противоречивую реакцию. Иначе и не могло быть, поскольку Универсал, по сути, является сборником личных взглядов президента на перспективы развития Украины, и странно, что его не предваряла аббревиатура ИМХО (In My Humble Opinion - по моему скромному мнению).
Такие вопросы, как вступление Украины в НАТО, статус русского языка и федерализация страны, и после появления Универсала остались камнями преткновения в диалоге Ющенко с антикризисной коалицией. Правда, что касается федерализации, то тут Янукович пошел на попятную. Но это было достаточно прогнозируемо, поскольку, в отличие от русского языка и НАТО, все разговоры "регионалов" по поводу децентрализации власти носили исключительно общий характер и не сводились к постановке конкретных вопросов.
2 августа Ющенко должен был, согласно конституции, которую сейчас на Украине каждый трактует на свой лад, принять окончательное решение по поводу представления кандидатуры Януковича на должность премьера или объявить о роспуске парламента. С утра президент встречался с лидером БЮТ Юлией Тимошенко, и та, после беседы с главой государства, сообщила, что Ющенко склоняется ко второму варианту. Это подтвердили и последующие консультации в секретариате президента, в ходе которых рассматривалась возможность досрочного прекращения полномочий Верховной Рады.
Во второй половине дня с резкими заявлениями по поводу Универсала Ющенко выступили представители Партии регионов. По словам депутата рады Владимира Рыбака, сторонники Януковича исчерпали возможности компромисса с властью (возможно, речь шла как раз о федерализации) и больше на уступки идти не намерены. К нему присоединился Евгений Кушнарев, подвергший критике манеру Ющенко выдавать свои собственные убеждения за общенациональные интересы.
Уже вечером сам Ющенко констатировал, что дискуссия вокруг Универсала зашла в тупик. Он также проинформировал украинцев, что ближе к ночи выступит по национальному телевидению, чтобы рассказать о своих дальнейших действиях. Ждать пришлось долго - до глубокой ночи. Перед тем как сделать свое заявление, Ющенко провел многочасовые переговоры со спикером Рады Александром Морозом и Януковичем, по итогам которых представители антикризисной коалиции, а также лидер "Нашей Украины" Роман Бессмертный и пока еще премьер Юрий Ехануров завизировали Универсал. Однако ночью его содержание так и не было раскрыто, зато туман вокруг судьбы нынешнего парламента и личности будущего премьера рассеялся - Мороз остается в кресле спикера, Янукович, если не произойдет ничего экстраординарного, займет кресло главы правительства.
Слушая объявление президента о выдвижении в премьеры его заклятого политического соперника, нельзя было избавиться от мысли, что Ющенко оправдывается перед теми, кто отдал за него голоса в конце 2004 года. В каком-то смысле это, действительно, так, но не признать правоту президентских "оправданий" нельзя. "На Украине две полярности, и вне зависимости от того, были ли бы повторные выборы, мы бы имели тот же результат", - признал президент очевидное - то, о чем многие его оппоненты говорили уже не раз. Возможно, Ющенко понял, что прежде чем стремиться в НАТО и ЕС, нужно не только "свести оба берега Днепра", но и сделать так, чтобы они заговорили на одном языке. Фигурально выражаясь.
Однако не все так лучезарно. Опасения, что тандем Ющенко-Янукович прикажет долго жить в самое ближайшее время, существуют, и немалые. Присоединение Партии регионов к курсу Ющенко может просто уничтожить эту политическую силу как таковую, а при противоположном раскладе сам Ющенко станет политическим покойником. Если же противостояние между премьером и президентом продолжится, это приведет к неизбежной отставке правительства. И, учитывая, что Юлия Тимошенко как премьер для Ющенко еще опаснее Януковича, можно предположить скорое возвращение в кабмин Юрия Еханурова.
Но это все перспективы. А пока общественность с нетерпением ждет, когда состоится торжественное подписание Универсала, после которого можно будет узнать о содержании документа, а также, когда пройдет голосование по кандидатуре Януковича, получившего шанс возглавить правительство уже при втором президенте. По словам лидера фракции социалистов Василия Цушко, подписание соглашения о создании широкой коалиции Партии регионов, Соцпартии, Компартии и "Нашей Украины", а также голосование по премьеру состоится уже в четверг.
Время созерцания завершилось.