Боевые вертолеты - машины, несущие на себе основную нагрузку по огневой поддержке войск на поле боя, давно стали незаменимыми во всех армиях мира. Основной боевой вертолет российской армии - Ми-24В в этом году отмечает тридцать лет со дня принятия на вооружение.
Производителем боевых вертолетов Ми-24 для армейской авиации ВВС России является ОАО "Роствертол". На производственных мощностях "Роствертола" создаются также и преемники Ми-24, вертолеты Ми-28 - будущее отечественной армейской авиации.
Проектирование Ми-24 началось в 1968 году. Создателям вертолета пришлось выбирать одну из двух появившихся к тому времени концепций боевого применения - создавать специализированную ударную машину или же "летающую БМП", способную доставить к цели отделение десантников и поддержать их огнем. Выбрана была вторая концепция, казавшаяся тогда наиболее перспективной.
Первый Ми-24А поднялся в воздух 19 сентября 1969 года. Его внешний вид сильно отличался от сегодняшнего, привычного нам по телевизионным кадрам - пилоты сидели рядом, как на транспортном Ми-8, и носовая часть вертолета была заметно шире нынешней. Но основные черты боевой машины уже определились: высокая скорость (320 километров в час), достигаемая за счет применения новейших на тот момент двигателей ТВ3-117, значительная боевая нагрузка (свыше двух тонн), большое разнообразие вариантов вооружения благодаря наличию шести точек внешней подвески. Десантный отсек позволял перевозить восемь солдат или двух лежачих раненых на носилках в сопровождении двух медработников.
Привычный нашему глазу Ми-24 с вытянутым двойным блистером кабины появился в 1972 году, и спустя несколько лет был запущен в серию сразу в двух вариантах - Ми-24Д и Ми-24В, различавшихся вооружением. Ми-24Д нес освоенный промышленностью противотанковый ракетный комплекс "Фаланга" с ручным наведением, Ми-24В - новейший на тот момент "Штурм", ракеты которого шли на цель по лучу лазера. Изменилось и встроенное вооружение вертолета - вместо одноствольного 12,7-миллиметрового пулемета А-12,7, Ми-24 получили четырехствольный ЯКБ-12,7 с вращающимся блоком стволов. Скорострельность пулемета достигает 5000 выстрелов в минуту.
Усовершенствованные Ми-24 пошли в крупную серию. Ми-24Д производился до 1978 года и был размножен в трехстах пятидесяти экземплярах, Ми-24В - до 1986, всего было построено свыше 1000 машин. Под индексами Ми-25 и Ми-35 соответственно эти вертолеты активно поставлялись на экспорт.
Последней созданной в СССР крупносерийной модификацией Ми-24 стал Ми-24П, который вместо крупнокалиберного пулемета получил спаренную 30-миллиметровую пушку. Из-за сильной отдачи пушку пришлось разместить неподвижно по правому борту вертолета. Тем не менее, боевая мощь машины сильно возросла, вертолет получил возможность бороться с бронетехникой противника не только при помощи противотанковых ракет. Уже под конец существования СССР был запущен в серию вариант Ми-24ВП, оснащенный спаренной 23-миллиметровой пушкой в подвижной установке, но широкого распространения получить не успел.
После развала СССР серийное производство Ми-24 для вооруженных сил России сошло на нет, и завод стал заниматься в основном модернизацией этих вертолетов. После долгих поисков Вооруженные силы России выбрали в качестве основной модификации вертолет Ми-24ПН. В него могут быть переоборудованы имеющиеся вертолеты Ми-24В и Ми-24П. Встроенное вооружение модернизированных машин унифицируется - все они получают спаренную пушку по правому борту. В носу вертолета вместо пулеметной установки размещается прицельно-навигационный комплекс. Вертолет получил двигатели ВК-2500 увеличенной мощности и противотанковый ракетный комплекс "Атака". Работы по переоборудованию вертолетов ВВС России в вариант Ми-24ПН начались в 2004 году.
Особенности Ми-24 предопределили тактику его боевого применения. Мощное бронирование (вес броневой защиты - свыше 400 килограммов) обеспечивает надежную защиту экипажа и силовой установки от огня крупнокалиберных пулеметов и малокалиберной зенитной артиллерии, а также от попадания осколков зенитных снарядов и зенитных ракет.
За счет мощного бронирования и боевой нагрузки более чем вдвое превышающей показатели большинства боевых вертолетов Запада, Ми-24 способен работать "в плотном огневом контакте" со средствами ПВО противника, не обращая внимания на повреждения которые для других машин стали бы гибельными. Для уничтожения Ми-24 требуется втрое больший расход боеприпасов малокалиберной зенитной артиллерии, нежели для большинства его "одноклассников".
Кстати, тактика боевого применения Ми-24 родилась не на пустом месте. Советские и российские боевые вертолеты унаследовали ее от знаменитых штурмовиков Ил-2 времен Великой Отечественной войны. Так же, как их предки, они способны длительное время "висеть" над позициями противника, уничтожая его сосредоточенным огнем с минимальных дистанций и не позволяя ему поднять голову. При необходимости они могут наносить удар и с дальнего расстояния.
Точно также ведет историю от машин времен Второй мировой войны тактика боевых вертолетов Запада - подобно "Тафунам" и "Темпестам" 1943-45 годов, они выскакивают над целью на короткое время, наносят быстрый удар и уходят, пока не очнулись средства ПВО. Этот способ по-своему хорош, но осуществлять непосредственную огневую поддержку пехоты на поле боя западные вертолеты могут с гораздо меньшей эффективностью, чем Ми-24 - сказывается облегченное бронирование и меньший вес боевой нагрузки.
Достоинства Ми-24 были развиты и усилены в последнем боевом вертолете ОКБ Миля - Ми-28. Унаследовав от своего предшественника силовую установку, Ми-28 получил совершенно новый корпус. Вертолет лишился десантного отсека - за счет сэкономленного веса было усилено бронирование. Встроенное вооружение Ми-28 состоит из 30-миллиметровой пушки 2А42 в подвижной установке, самого мощного орудия в своем калибре.
Возросший вес бронирования позволил еще выше поднять уровень защиты экипажа. Броня кабины выдерживает попадание 23-миллиметровых снарядов с минимальной дистанции. Современный прицельно-навигационный комплекс и разнообразное вооружение позволяет пилоту выбирать тактику действий в зависимости от конкретной задачи - огневая мощь и защищенность машины вкупе с хорошими летными характеристиками не накладывают ограничений на действия экипажа. Отличные характеристики позволяют надеяться, что новое изделие ростовчан завоет популярность не меньшую, чем его предшественник.
Представить себе современное поле боя без вертолета невозможно. Транспортные Ми-8 и боевые Ми-24 вошли в армейский фольклор, про них поют песни, слагают стихи, а количество былей и небылиц, сложенных вокруг них, уже давно позволило присвоить вертолетам Миля статус "легендарных". Заложенные сорок лет назад решения подтвердили свою эффективность на полях сражений от Анголы до Гималаев и от амазонской сельвы до пустынь Ближнего Востока. За время существования Ми-24 в других странах было создано множество конструкций боевых вертолетов, но до сих пор, десятки лет спустя, тяжелый боевой вертолет с двойным блистером кабины и коротким рядом иллюминаторов десантного отсека остается эталоном, точкой отсчета, на которую равняются все остальные.
Вертолет Ми-24П
Вертолет Ми-28Н
Вертолет AH-64D Apache Longbow
Илья Крамник