Интернет и СМИ
01:40, 8 августа 2006

От российского Информбюро "Газпром-Медиа" нанес "ЮКОСу" двойной удар

Валерий Панфилов

Такого пиара на российском телевидении удостаивались только "фильмы года" №1 и № 2, то есть "Девятая рота" и "Питер FM", ну и "Ночной дозор", куда без него. Всю прошлую неделю телеканал НТВ, не замеченный в производстве вышеозначенных художественных произведений, каждую рекламную паузу заканчивал призывом посмотреть в воскресенье вечером "Чистосердечное признание" "человека из ЮКОСа", который должен поведать прильнувшим к экранам телезрителям страшные тайны из закулисной жизни некогда крупнейшей российской компании. Не каждый день топ-менеджер "ЮКОСа" появляется на экранах страны, не президент все-таки. Пришлось прильнуть.

Однако ничего нового главный герой передачи телезрителям не сообщил. Потому что еще в пятницу интервью "человека из ЮКОСа" Алексея Голубовича, лет пять назад занимавшего должность директора компании по стратегическому планированию и управлению корпоративными финансами, опубликовала газета "Известия". Интервью большое, с множеством подробностей и личных переживаний главного героя. Более того, газета обещала продожение в следующем номере, обещание выполнила. В понедельник на первой полосе "Известий" сериал про "ЮКОС" продолжился.

Голубович рассказал про "своеобразное" налоговое планирование в компании, про политические амбиции руководства, про бюрократов и ухудшение морального климата в коллективе, про жадного Ходорковского, жалевшего денег на достойные зарплаты сотрудникам, про увод активов и остров Джерси, про тотальную слежку, которую устроила за менеджерами "ЮКОСа" собственная служба безопасности, про месть уволившимся, про намеки и угрозы, про свои подозрения и прозрения, и, наконец, про злого гения "ЮКОСа".

Зачем газете понадобилось публиковать интервью - вопрос праздный. Очевидно, что за информацию такого гигантского объема, пусть и несколько сомнительного качества, нормальный газетчик отдаст все. Кроме того, интервью - жанр в данном случе беспроигрышный: никаких комментариев, никаких выводов, голый эксклюзив.

Другое дело, для чего еще одному активу "Газпром-Медиа" - телеканалу НТВ - ставить в прайм-тайм выходного дня нарезку из интервью "второй свежести", да еще снабженное комментариями в духе "звериный оскал капитализма" и черно-белым видеорядом, которому бы позавидовал Хичкок.

Ясноглазый тихий Голубович, сидящий на фоне цветущих деревьев, слегка запинаясь, вспоминал страшное прошлое в "ЮКОСе". При этом всякий раз упоминание топ-менеджером имен своих бывших начальников сопровождалось документальными съемками и домашним видео, на которых усилиями мастеров кинодокументалистики красавец-мужчина Ходорковский выглядел вурдалаком в клетке, а худощавый Невзлин - Франкенштейном. Диктор за кадром голосом Левитана говорил о "государстве в государстве", о "разграблении", о "неопровержимых фактах, свидетельствующих о том, что Невзлин лично приказывал устранять неугодных", о "справедливом возмездии". Не хватало только "Банду Невзлина под суд!"

Правда, после грозных обличений диктора горести юкосовского управленца выглядели как-то неубедительно. Так, бывший директор утверждал, что занимался стратегией компании и корпоративными финансами, однако принадлежащих ему акций "МЕНАТЕПа" не видал, а содержание активов "ЮКОСа", распределенных Ходорковским между топ-менеджерами, так и осталось для него тайной.

Беседу с Ходорковским, в которой олигарх предупреждал Голубовича о возможных арестах среди руководства "ЮКОСа" и советовал пока не возвращаться в Россию, Голубович воспринял как прямую угрозу и желание упечь его за решетку. Хотя дело было в октябре 2003 года, Платон Лебедев уже находился в СИЗО, а до ареста самого Ходорковского оставалось две недели. Последовавшие за арестом главы ЮКОСа публикации в СМИ, в которых Голубович обвинялся в отмывании денег, он расценил как очередной наезд того же ЮКОСа. Не Генпрокуратуры, расследовавшей дело, а именно бывших соратников - по мнению топ-менеджера, наследники богатств Ходорковского спешили избавиться от потенциальных претендентов на долю. Причем не в первый раз. До этого Голубовича, по его словам, уже пытались травить. Ртутью. Точнее, не его самого, а жену и дочь. Точнее, не саму жену, а их машину. Точнее, все машины фирмы "Русский продукт", хотя с аналогичными симптомами в больницу обращались сотрудники не "Русского продукта", но "ЮКОСа".

Главным же злодеем был и остается Леонид Невзлин, курировавший и службу безопасности, и связи с общественностью, имевший в своем распоряжении сотни миллионов долларов и державший в страхе весь "ЮКОС", в том числе и семью Голубовичей. Он же, по мнению героя программы, несмотря на то, что распоряжается всеми оставшимися активами, в том числе и деньгами Ходорковского, до сих пор ведет игру против бывшего соратника, извлекая политические дивиденды из бедственного положения владельца "ЮКОСа".

Очень может быть, что некогда всесильные Ходорковский и особенно Невзлин и правда обидели маленького человека, но уж очень это "чистосердечное признание" походило на банальное сведение счетов. Авторы программы, на сайте которой говорится, что ее "эксперты оценивают факты и явления жизни с правовой точки зрения", именно ее, правовую точку зрения, и оставили без внимания. Кроме того, после публикации "Известий" телевизионный дубль - это явный перебор. В данном случае уместно вспомнить название одной из работ основателя первого в мире государства рабочих и крестьян: "Лучше меньше, да лучше". И спросить: для чего? Дело "ЮКОСа" фактически закончилось, компания объявлена банкротом, основное ее добывающее предприятие перешло под госконтроль, Ходорковский в тюрьме, Лебедев в тюрьме, Пичугин в тюрьме, Невзлин за границей. Так для чего же еще и эта стрельба дуплетом? Еще раз заверить больших чиновников в совершеннейшем к ним почтении? Они и так знают.

< Назад в рубрику