Бывший СССР
13:56, 9 августа 2006

In vino veritas? Воронин прилетал говорить о вине, Путин нашел более интересную тему - Приднестровье

Петр Бологов

Визит президента Молдавии Владимира Воронина в Москву, в гости к российскому коллеге и тезке Путину, в плане информационного освещения был больше похож не на встречу лидеров двух стран, а на открытие в микрорайоне Жулебино магазина "Пчеловодство". Скупые комментарии от довольно неожиданной в данном случае персоны - министра образования РФ Андрея Фурсенко (оказалось, что этот чиновник возглавляет межправительствую комиссию РФ и Молдавии с российской стороны), да пара фраз "по протоколу" из уст самих президентов - вот собственно и все, чем пришлось довольствоваться прессе. Однако еще до этой поездки мало кто сомневался, что молдавский лидер если и полетит в первопрестольную, то говорить там будет о самой насущной для Кишинева проблеме - поставках в РФ молдавского вина, точнее об отсутствии этих поставок. Но это еще не значило, что у Путина винный вопрос тоже стоит на первом месте.

Договоренность о встрече была достигнута президентами во время неформального саммита СНГ в Москве в конце июля. Присутствие там Воронина, а также его более чем лояльные высказывания в адрес Содружества, с учетом того, что Молдавия в последнее время больше тяготела ко всяким недоразумениям наподобие ГУАМ и "Сообщества демократического выбора", уже тогда были расценены многими как свидетельство перемен во внешнеполитическом курсе Кишинева. Не стоит также забывать категоричное высказывание Воронина по поводу НАТО. Напомним, что молдавский президент отверг возможность вступления своей страны в альянс, хотя на протяжении последних лет в Кишиневе не уставали твердить, что нет на свете большего счастья, чем интеграция в североатлантические структуры.

Путин и Воронин встречались тет-а-тет первый раз за три с половиной года - последний раз президенты общались наедине в феврале 2003-го. После этого Кишинев отказался решать проблему Приднестровья по российскому плану, более известному как "меморандум Козака", причем отказ этот был сделан по личной инициативе Воронина, как считают многие, поддавшегося влиянию США. Во время прошлогодних парламентских выборов в Молдавии, которые, как известно, выиграли коммунисты, президент, еще более укрепив свои позиции, сделал множество недружественных по отношению к Кремлю шагов, начиная от ареста и суда над помощником Анатолия Чубайса по РАО "ЕЭС России" Валерием Пассатом и задержаниями российских наблюдателей, заканчивая союзом с Украиной и Грузией - странами, взявшими в последние годы резко антироссийский курс.

Москва пыталась исправить ситуацию в отношениях с Молдавией, руководствуясь девизом одного из персонажей фильма "Покровские ворота" - "резать к чертовой матери". В отношении Молдавии были введены всевозможные санкции, а вопрос о российских миротворцах в Приднестровье Кремль вообще отказался обсуждать. Оставалось, видимо, только выгнать из России всех молдавских гастарбайтеров, чтобы привести республику к окончательному экономическому краху, однако этого не потребовалось - хватило одного вина.

С тех пор как в начале этого года главный санитарный врач России Геннадий Онищенко объявил, что молдавская винодельческая продукция, наравне с грузинской, является тем, о чем в свое время так любил упоминать Ираклий Окруашвили, экономика республики, в которой производство и импорт всевозможных "Кодру" и "Фетясок" занимает ведущее место, стала чахнуть. Производство вин сократилось за первое полугодие на 42 процента. Но есть еще один болезненный вопрос - газовый. С первого июля "Газпром" повысил цену на российский газ для Молдавии до 160 долларов за тысячу кубометров с прежних 110 долларов (в 2005 году молдаване платили и того меньше - 80 долларов), но, судя по всему, и это не предел.

Последней попыткой Кишинева хоть как-то адекватно сопротивляться российскому давлению стала предпринятая совместно с Украиной блокада Приднестровья, объявленная с целяю взять под контроль весь импорт из самопровозглашенной республики. В результате Тирасполь также понес существенные убытки - по некоторым оценкам, они достигли 240 миллионов долларов. Однако тут случился референдум в Черногории, и вдохновленные таким примером приднестровцы, временно отодвинув в сторону свои хозяйственные проблемы, объявили о проведении аналогичного референдума уже в сентябре этого года. В этих условиях Воронин и поехал в Москву говорить о наболевшем.

Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники в Кремле, побывав на июльском саммите СНГ, Воронин вручил Путину что-то вроде челобитной. В ней молдавский лидер клятвенно пообещал дружить с Россией. В Кремле, дождавшись разрешения ситуации на Украине и прихода на премьерство Виктора Януковича, сочли расстановку сил благоприятной и согласились на визит Воронина.

Ничего сенсационного в конечном итоге он не принес (кроме самого факта посещения Москвы столь высоким гостем). Как сообщил Андрей Фурсенко, президенты договорились возобновить работу межправительственной комиссии, которая должна рассмотреть весь спектр вопросов торгово-экономического сотрудничества, в том числе в промышленной, энергетической и сельскохозяйственной сферах, а также развитие взаимодействия в гуманитарной области. По словам Фурсенко, Путин и Воронин "в откровенном духе" обсудили различные аспекты российско-молдавских отношений и проблематику приднестровского урегулирования.

Перед встречей, еще до того как скрыться с глаз представителей СМИ, Путин заявил, что намерен обсудить с молдавским коллегой самую острую проблему региона - приднестровскую, на что Воронин сказал ему "спасибо". "Спасибо за возможность обсудить проблемы. Потому что вокруг отношений молдавско-российских много суждений. Но говорят не всегда те, которые решают эти вопросы", - в этих словах гостя из Кишинева явно прослеживается готовность к компромиссу, причем с максимальными уступками со своей стороны.

Было бы наивно сводить переговоры в Москве к формуле "вино в обмен на Приднестровье", ведь на самом деле между двумя странами накопилось достаточно проблем, а в Молдавии далеко не все разделяют соглашательские настроения Воронина (а российские компании-импортеры в своем большинстве уже переориентировались с молдавских виноделов на других производителей). Однако в преддверии референдума, который устраивает Тирасполь, складывается впечатление, что Кремль все же "додавил" Воронина. Хотя в конечном итоге все самое интересное будет происходить именно на берегах Днестра.

< Назад в рубрику