Экономика
22:54, 11 августа 2006

Частное небо В России создают второго "национального" авиаперевозчика

Антон Ключкин

Известный консультант по избирательным технологиям Жак Сегела в своей книге, рассказывая о предвыборной кампании Бориса Ельцина в 1991 году, оставил довольно примечательное описание того, как встречала иностранцев Москва в начале 90-х годов. Тысячелетняя столица России поразила его прежде всего вонью. Как написал политтехнолог, "Аэрофлот" тогда называли на Западе "Аэросортиром". Причины этого Сегела увидел в бедности той России.

Прошло 15 лет. Россия стала побогаче. Да и авиационная отрасль страны значительно изменилась. Государство потихоньку отдает госкомпании в руки частников, которые, подстегиваемые конкуренцией, улучшают условия пассажиров и грузоперевозок. Тем не менее, процесс приватизации отрасли не всегда проистекает так, как хотелось бы частному бизнесу. Впрочем, и само государство, запутавшись в бюрократических проволочках, зачастую приходит к неоднозначным решениям, способным поставить в тупик кого угодно.

Прекрасно иллюстрирует все сложности затянувшегося переходного периода история с созданием "второго национального перевозчика" России на базе авиаальянса AiRUnion.

Немного из истории AiRUnion

В альянс AiRUnion вошли пять авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа", "Сибавиатранс". Члены альянса являются юридически самостоятельными авиакомпаниями. С 2005 года члены альянса координируют цены и маршруты. В прошлом году они перевезли 4,3 миллиона пассажиров, выручив около 700 миллионов долларов.

Проект объединения нескольких региональных авиакомпаний инициировали частные акционеры красноярской "КрасЭйр". Государство является владельцем акций лишь трех компаний из пяти. В "КрасЭйр" ему принадлежит 51 процент акций, в "Домодедовских авиалиниях" - 50 процентов, а в "Самаре" - 46,5 процента.

Немного из истории создания "наикрупнейшего" перевозчика

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) еще в начале апреля 2006 года предложило создать объединение государственных авиационных активов страны на базе "Аэрофлота", крупнейшего российского авиаперевозчика. Минтранс России тогда официально заявил, что рассматривает возможность такого объединения. Тогда же министр транспорта России Игорь Левитин сказал, что рассматривается несколько вариантов консолидации госактивов. В частности, на базе альянса AiRUnion.

Росимущество предложило устроить допэмиссию акций "Аэрофлота", которую государство выкупило бы акциями других государственных авиаперевозчиков. По расчетам агентства, доля государства в "Аэрофлоте" при объединении увеличилась бы с 51 до 75 процентов.

"Аэрофлот" выступил против идеи Росимущества. Генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов заявил тогда, что этот план не отвечает интересам "Аэрофлота", который очень осторожно относится к идее присоединения других авиапредприятий. Гендиректор компании отметил, что в российской авиации очень мало подходящих ему активов, и заявил, что "Аэрофлот" интересует лишь государственная компания "Дальавиа" из Хабаровска. В июле 2006 года "Аэрофлот" предложил объединить "Дальавиа" и ОАО "Владивосток Авиа" и назвать новый актив "Аэрофлот-Восток". Однако, процесс объединения застопорился. В Росавиации заявили, что государство рассматривает возможность объединения компаний без участия "Аэрофлота".

Ранее, в феврале 2006 года, "Аэрофлот" предлагал объединить под своим руководством госпакеты авиакомпаний "Сибирь", "КрасЭйр", ГТК "Россия" и "Пулково". Но два актива из предложенных "Аэрофлотом" для консолидации увели у него из-под крыла частные акционеры альянса AirUnion, которые предложили создать новый холдинг на их базе.

О том, как поссорились Герман Греф с Валерием Назаровым

В мае 2006 года Владимир Путин одобрил план создания второго после "Аэрофлота" крупнейшего авиаперевозчика на базе альянса AiRUnion. Согласно документу, который подписал президент, контрольный пакет акций в новом холдинге переходит к частным акционерам.

Схему такого объединения предложили Путину глава МЭРТ Герман Греф и глава Минтранса Игорь Левитин. Согласно плану, контрольный пакет акций нового холдинга должен принадлежать частным акционерам. И вот тут началось "великое стояние" за блокпакет акций.

Дело в том, что проект юридического слияния компаний альянса, одобренный президентом, не понравился главе Росимущества Валерию Назарову. В апреле он заявил, что второй национальный перевозчик России не нужен, и предложил отдать "Аэрофлоту" долю государства в "КрасЭйр", "Домодедовских авиалиниях" и "Самаре". Позже, в июле 2006 года, агентство и вовсе отказалось одобрить проект создания авиационного холдинга на базе AiRUnion.

Но Росимущество заявило, что не намерено отдавать контрольный пакет акций в новом холдинге частным акционерам AiRUnion. Росимущество, подведомственное МЭРТ, предложило получить контроль в холдинге, а затем разместить часть акций на рынке.

Стоит отметить, что аудиторы альянса рассчитывали долю государства для Росимущества дважды. Итоги аудита оба раза получились различными. Так, в 2005 году оказалось, что властям будет принадлежать лишь 42 процента холдинга. Однако когда Росимущество отказалось одобрить проект создания объединенной авиационной компании, были опубликованы новые данные аудитора холдинга "Пачоли", и доля государства выросла до 50,04 процента. Аудиторы предоставили государству премию в 20 процентов в оценке контрольных пакетов "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний".

Однако руководство "КрасЭйр" в конце июня 2006 года заявило о том, что члены альянса AiRUnion уже согласовали с государством объединение компаний в авиахолдинг. Контроль, по их заявлению, не будет принадлежать частным акционерам. В целом все снова вернулось на круги своя.

Но Росимущество Назарова сдалось не сразу. В июле оно еще раз бросилось отстаивать свою позицию. Агентство предложило Минтрансу, Минэкономразвития и ФАС создать на базе авиаперевозчиков альянса AirUnion компанию "Росавиасоюз". При этом упомянув о том, что контрольный пакет в новой организации должен принадлежать государству. В довесок чиновники отметили, что название AirUnion не подходит для национального перевозчика.

МЭРТ и Росимущество сделали 31 июля еще два противоречащих друг другу заявления. Так, Герман Греф заявил, что доля государства в новом холдинге должна быть меньше, чем доля частных акционеров. Росимущество же в очередной раз выступило за то, чтобы в собственности государства остался контрольный пакет акции новой компании.

Точка во внутриведомственном споре была поставлена 9 августа, когда в СМИ появилась информация о том, что Росимущество уступило в борьбе за сохранение доли государства в новом авиаперевозчике. Соотношение доли государства и доли частных акционеров в новой компании составит 45 к 55 процентам. Теперь МЭРТ направит проект документа в правительство.

Частники все-таки вырвали себе новый кусок госсобственности. Их стремление получить контрольный пакет акций во "втором национальном" перевозчике понятно. Понятно также, почему Росимущество хотело создать государственный авиахолдинг на базе "Аэрофлота". Непонятно то, зачем оно так упорно ставило препоны созданию частного авиаперевозчика.

Купи самолет!

Как сообщили СМИ, Росимущество уступило после того, как частники предложили внести в уставный капитал AiRUnion доли участия в ООО "AiRUnion-RRJ". Эта компания оплатит заказ 15 самолетов Sukhoi SuperJet100.

В июле на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) альянс AiRUnion заключил предконтрактное соглашение с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" о поставке 15 самолетов Sukhoi SuperJet 100 ( Russian Regional Jet - RRJ) и опцион еще на 15 судов. Руководство альянса тогда заявило, что даже если он станет единым юридическим лицом, самолеты будут приобретены и зарегистрированы на управляющую компанию.

Ранее сообщалось, что головная компания альянса ОАО "КрасЭйр" планировала приобрести 10 самолетов Ан-148, которые считают конкурентами судов "Сухого". Акционеры в начале 2006 года должны были одобрить данную сделку, но собрание не состоялось.

Проект создания авиахолдинга на базе альянса AiRUnion поддержали в свое время гендиректор "МиГа" Алексей Федоров, гендиректор "Сухого" Михаил Погосян и президент "Туполева" Игорь Шевчук. Они направили письмо в правительство, в котором говорится о том, что объединенная авиакомпания способна обеспечить спрос на российские самолеты. В том числе, компания смогла бы сделать крупный заказ на покупку RRJ.

Кроме AiRUnion, RRJ приобретет еще и "Аэрофлот". Так, на внеочередном собрании акционеров в мае 2006 года была одобрена сделка по приобретению 30 ближнемагистральных самолетов RRJ. До этого сделка по покупке RRJ была признана сделкой с заинтересованностью. Контрольный пакет "Аэрофлота" принадлежит государству. Миноритарии "Аэрофлота" неоднократно заявляли, что заблокируют сделку, поскольку поддерживали другой региональный самолет АН-148. Однако сделка была одобрена, несмотря на то, что Росимущество не принимало участия в голосовании.

Бездомный, но перспективный

Неясно, где будет базироваться новый авиаперевозчик. Получив статус "национального", он, по идее, должен получить и место постоянного базирования. Но частной компании такой аэропорт уже вряд ли предоставят. Сейчас, большинство рейсов с промежуточной посадкой, совершается через Красноярск. По всей видимости, новому альянсу придется существовать в аренду.

Кстати, недавно, авиакомпания "КрасЭйр" подала в суд на Росимущество, требуя возобновить действие договора о безвозмездном использовании компанией взлетно-посадочной полосы красноярского аэропорта "Емельяново". Российские законы запрещают приватизировать аэродромы, а их использование авиакомпаниями регулируется особыми договорами. "КрасЭйр" использовала аэродромом бесплатно с 1993 года по договору с Росимуществом, однако весной 2006 года агентство потребовало от авиакомпании платить за аренду аэродрома 9 миллионов долларов в год.

Еще не созданным авиахолдингом уже заинтересовались участники глобального рынка. Так, компания Lufthansa предложила российскому авиационному альянсу AiRUnion войти в Star Alliance. В AiRUnion подтвердили, что вступление в один из глобальных авиаальянсов входит в планы холдинга после объединения компаний.

Star Alliance делал аналогичное предложение и "Аэрофлоту". Однако компания отдала предпочтение международному альянсу авиаперевозчиков Sky Team, возглавляемому французской авиакомпанией Air France. Французские конкуренты действовали быстрее, и в итоге предпочтение было отдано им осенью 2005 года. Если AiRUnion примет предложение Star Alliance, то два российских перевозчика будут конкурировать и на мировом рынке.

< Назад в рубрику