Московские власти избавляются от непрофильных активов, например от гостиниц и промышленных предприятий. О том, что гостиницы в собственности Москве не нужны, неоднократно заявляли и мэр столицы Юрий Лужков, и глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин, и непосредственно ответственный за эти самые непрофильные активы глава департамента имущества столицы Владимир Силкин. В результате представители московской исполнительной власти уже продали большую часть гостиниц и планируют реализовать еще не меньшее число отелей. В частности, в пятницу, 11 августа 2006 года, стало известно, что город предложил миноритарным акционерам гостиницы "Балчуг Кемпински" выкупить 69 процентов акций отеля за 2,9 миллиарда рублей, то есть примерно за 108 миллионов долларов.
Построенная в 1875 году гостиница находится в одном из самых лучших мест в Москве - прямо напротив московского Кремля и реконструируемой гостиницы "Россия". В 19 веке в этом здании находился доходный дом, который перестроили вначале в 1931, а затем - в 1992 году, когда собственно здесь и открылся пятизвездочный отель "Балчуг Кемпински Москва". Каждый раз в результате перестройки здание прибавляло этажей: поначалу пристроили восьмой этаж, а затем появились мансарда с техническим этажом. На сегодняшний день "Балчуг", рассчитанный на 232 номера, является одним из самых дорогих московских отелей, проживание в котором стоит от 460 до 2600 долларов в сутки. Все это свидетельствует о его привлекательности для потенциального покупателя.
Торг уместен
О том, что отель продадут, традиционно заявил глава департамента имущества столицы Владимир Силкин. Согласно федеральному законодательству, вначале мажоритарный акционер должен предложить свою долю миноритариям. В данном случае последними являются швейцарский гостиничный оператор Kempinski Hotels и ООО "ГЦБ Хотель Балчуг Джойнт Венче Бетайлигунгсгезельшафт м.б.Х", "дочка" австрийского Giro Credit Bank AG der SparKassen. Обоим акционерам принадлежит по 15,5 процента отеля. В результате несложных подсчетов оказывается, что у "Балчуга" всего три владельца. "Поскольку форма организации гостиницы - общество с ограниченной ответственностью, город, согласно законодательству, должен в первую очередь предложить свой и другим совладельцам отеля. Если они откажутся его приобрести по предложенной нами цене, акции будут выставлены на свободные торги", - рассказал Владимир Силкин. При этом в случае аукциона итоговая цена отеля не может быть ниже стоимости, предложенной миноритариям, но город продешевить не боится.
Нельзя сказать, что московские власти взяли такую высокую стоимость с неба. Ее удалось определить в результате независимой оценки, проведенной ЗАО "Эссистант Корп". Согласно подсчетам оценщиков, общая стоимость отеля составляет 157 миллионов долларов. Однако миноритарные акционеры не спешат соглашаться с такой оценкой, более того, даже руководство гостиницы оценивает стоимость отеля значительно ниже. "Я не видел оценку, которую делал "Эссистант Корп", но названная цена не рыночная. Я полагаю, что по этой цене сделка вряд ли состоится", - заявил
"Ведомостям" заместитель гендиректора ООО "Балчуг" Александр Бобылев. По его словам, иностранные совладельцы отеля также заказывали независимую оценку. В январе 2006 года компания Deloitte & Touche оценила "Балчуг Кемпински Москва" в 77 миллионов долларов. Следовательно, по этой версии городской пакет акций стоит не более 53 миллионов долларов, то есть в два раза меньше заявленной стоимости.
Любители дешевизны настаивают на том, что гостиница нуждается в ремонте, и качество здания не соответствует заявленным требованиям. В частности, некоторые эксперты утверждают, что в "Балчуге" необходимо обновить как вестибюли, рестораны и конференц-зоны, так и номерной фонд. Как объяснил Александр Бобылев, в настоящий момент управляющие отелем рассматривают три варианта проведения ремонтных работ. В зависимости от того, какой вариант будет выбран, стоимость работ составит от 20 до 30 миллионов евро. Однако, если эти ремонт пройдет до продажи городского пакета, затраты на его проведение также отразятся на стоимости отеля. В результате капитализация гостиницы может достигнуть 190 миллионов долларов. Такое повышение цены также вряд ли устроит миноритарных акционеров.
Строго говоря, городские власти и не надеются на финансовые возможности сети "Кемпински", принадлежащей королевским домам Бахрейна и Таиланда. Немецкий партнер также не внушает доверия команде Юрия Лужкова. В частности, источник в городской администрации уже заявил
"Интерфаксу", что московское правительство заинтересовано продать гостиницу на открытом аукционе. "Опыт продажи гостиницы "Украина" говорит о том, что за "Балчуг Кемпински" с учетом его престижного месторасположения напротив Кремля и относительно хорошего состояния можно получить даже больше, чем было предложено миноритариям", - пояснил источник.
Анонимные покупатели
Столичные власти не зря к месту и не к месту поминают гостиницу "Украина", уступающую в классе "Балчугу" и расположенную совсем не так же удачно. Несмотря на то, что здание уже проданного отеля является памятником архитектуры, то есть его нельзя ни перестраивать, никому не известное ООО "Бисквит" 23 ноября 2005 года заплатило за "Украину" 7,9 миллиарда рублей при стартовой цене в 4,4 миллиарда. В результате 100-процентый пакет акций отеля "ушел" за 270 миллионов долларов, а начальная цена была превышена почти в два раза. До сих пор происхождение компании остается туманным, и существует несколько версий, самой популярной из которых является мнение, что ООО "Бисквит" представлял интересы предпринимателя Зараха Илиева, владеющего торговыми комплексами "Москва", "Гранд" в Химках и частью Черкизовского рынка.
Вдохновленные такой удачной сделкой московские власти решили выставить на аукционы свои пакеты акций почти всех столичных гостиниц. Через месяц после продажи "Украины" Владимир Силкин заявил, что "гостиницы являются активом, привлекательным для инвесторов", а частный бизнес "будет гораздо эффективнее управлять московскими отелями". Следовательно, все отели лучше продать. Так, уже в январе 2006 года московские департамент имущества за 1,7 миллиарда рублей продал ВАО "Интурист" гостиницу "Пекин". Затем, в марте 2006 года городская администрация уступила той же компании свои 20 процентов акций гостиницы "Космос" за полмиллиарда рублей. После этого стало известно о том, что следующим лотом станет отель "Будапешт".
Справедливости ради стоит отметить, что планы по продаже "Балчуга" были известны давно - еще с лета 2005 года. Однако до недавнего времени никто о них всерьез не говорил, а также не было независимой оценки отеля. Теперь все стало более-менее понятно: и цена, и форма продажи. Единственное, что остается тайной за семью печатями, так это то, кому перейдет в итоге самый привлекательный отель центра Москвы. Не исключено, что повторится история с гостиницей "Украина", когда москвичи так и не узнали толком, кто купил одну из сталинских "высоток". Никто не станет спорить с тем, что гостиницы необходимо отдавать в частные руки, однако вряд ли кому-то понравится, если огромное здание напротив Кремля перейдет неизвестно кому, например созданному пару дней назад ООО "Бублик".