Министерство образования перед началом учебного года решило сделать сюрприз студентам. Глава министерства Андрей Фурсенко выступил в правительстве с докладом о проекте концепции господдержки образовательного кредитования разработанной в министерстве при участии РСПП, Ассоциации российских банков и Высшей школы экономики.
Чем дольше изучаешь условия образовательного кредита, тем менее привлекательным он кажется. Во-первых, как оказывается, программа будет развиваться очень медленно. С 2007 по 2010 годы будет выдано не более 7500 кредитов на обучение.
Сумма денежной поддержки студентов тоже невелика - щедроты министерства распространяются лишь на вузы, в которых год обучения стоит менее 140 тысяч рублей. Остальное придется доплачивать самостоятельно. К тому же эти 140 тысяч не распространяются на студентов, получающих дополнительное образование. Им выделят не более 70 тысяч рублей в год.
Интереснее всего в этом плане выглядит третий вид кредитов, который не предназначается для оплаты обучения, а является именно поддержкой на случай, если студенту необходимо оплачивать кров и еду. Хотя в месяц такой студент будет получать не более прожиточного минимума (в среднем по стране - около 4500 рублей), это гораздо выгоднее, чем пытаться жить на одну стипендию. Надо думать, что такой кредит весьма выгоден для отличников, не пропусающих ни одной лекции и не совмещающих учебу с работой.
Кстати, о стипендиях.
К двадцать первому веку легионерам уже не выдавали по 120 денариев в год. Их стипендии предназначались студентам. Таинственный смысл стипендии, которая обычно в несколько раз меньше прожиточного минимума, еще ждет своих исследователей. Сейчас в целом различают два вида стипендий - за успехи в учебе или научной деятельности и для материальной поддержки (например, иногородних стипендиатов).
Кроме того, существуют всевозможные частные стипендии, однако получить их может не каждый студент, и поэтому здесь мы о них говорить не будем.
Стоит отметить, что с государственными стипендиями в настоящее время сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, стипендиаты довольно дорого обходятся государству (выплаты им достигают нескольких миллиардов рублей). Кроме того, непонятно, почему надо стимулировать обучение одних людей и заставлять платить других, с платных отделений.
C другой стороны, какая-то поддержка малоимущих студентов необходима. Этим и традицией, которой уже не один десяток лет, вызваны протесты студентов против низких стипендий. Согласно с этим и министерство, которое, вводя концепцию образовательного кредитования, заверило вице-премьера Дмитрия Медведева в том, что число бюджетных мест в вузах сокращаться не будет. По этим соображениям стипендии индексируются - хоть и неохотно.
С третьей стороны, в стране несколько лет назад сложилось поколение людей, которые готовы платить за свое образование (в том числе за качество этого образования). Эти люди зачастую специально идут в платные институты, так как опасаются, что бесплатные отделения окажутся хуже.
Чиновники и вместе с ними банкиры рассчитывают на то, что именно те люди, которые предпочитают платить за свое образование, а также те, кто хотел бы заплатить, но не может, возьмут кредит на обучение.
Поэтому в концепции заранее прописано, что образовательный кредит может быть в любой данный момент времени только один. Зато десятую часть кредита прогарантирует банку государство (эти средства будут собраны в специальный "невозвратный" фонд). Это не позволит студентам войти в новую жизнь отягощенными многочисленными долгами. К сожалению, не удалось узнать, предусмотрено ли концепцией поручительство родителей по учебному кредиту студентов. Именно эта мера могла бы значительно сократить число невозвратов.
Кроме того, кредит на получение высшего образования не является некой благотворительностью в виде беспроцентной ссуды. Ставка по рублевому образовательному кредиту составит, по словам Фурсенко, 12 процентов, а для валютной ссуды - 10 процентов. Названные ставки в полтора раза ниже нынешних, которые обычно устанавливаются российскими банками.
Банкиры дополнительно подстрахуются, выдавая заемные средства студенту раз в месяц. Это позволит в случае отчисления взыскивать меньшую сумму, а значит, повысит вероятность возврата. Впрочем, термин "возврат" на языке новой концепции не вполне уместен. Погасить кредит, по мнению министра, студенты смогут в течение 10 лет после окончания института, либо отработав как минимум три года по специальности в госорганах. Надо ли говорить, что заемщик будет воспринимать столь долгосрочное обязательство как нечто в высшей степени неважное?
Большой проблемой в разработке концепции стала и адресность кредитования студентов. С одной стороны, Минобразования считает, что выделенные средства должны идти именно на те цели, которые заявлены студентом. Другие чиновники (в частности, Виктор Христенко, глава Минпромэнерго) считают, что полученный кредит можно потратить на что угодно, в том числе на поступление в зарубежные вузы.
В то же время Фурсенко пока согласен проводить эксперимент с выдачей кредитов только в российских вузах (в том числе негосударственных). Учебу в Массачусетском технологическом институте, например, государство оплачивать отказывается. Более того, скорее всего деньги будут выделять только на обучения в институтах или университетах, входящих в утвержденный правительством закрытый перечень. А к программе кредитования смогут подключиться не все банки - для них будет отдельный список.
Таким образом, образовательные кредиты вряд ли облегчат жизнь будущим студентам. За них, как и за сосиски, вынесенные в эпиграф, придется побороться. И претендентов на них будет не меньше. Интересно, догадаются ли студенты брать кредит в складчину?