11 августа 2006 года 78-летний немецкий писатель Гюнтер Грасс в интервью газете Frankfurter Allgemeine сообщил, что в 1944 году, будучи 17-летним юношей, он был призван в войска СС (Waffen SS). О том, что рожденный в 1927 году будущий нобелевский лауреат служил в гитлеровской армии в годы войны, его читатели и биографы знали давно, но о принадлежности Грасса к печально знаменитым элитным подразделениям нацистов ранее никто не слышал. Писатель рассказал об этой странице своей биографии накануне сентябрьской премьеры книги мемуаров под названием "Beim Hauten der Zwiebel" ("Очищая луковицу").
Публикация интервью Грасса вызвала шквал негодования в Германии. Так, Гельмут Богер, журналист газеты Bild am Sonntag, написал, что "Грасс останется крупнейшим из ныне живущих немецких авторов, утратив статус морального авторитета. Его нельзя осуждать за службу в СС, но можно критиковать за сокрытие правды в течение шестидесяти лет". Богер также отметил, что заявление Грасса отдает дурновкусием, поскольку появилось накануне выхода новой книги. Видный литературный критик Гельмут Карасек в выступлении в одной из радиопередач сказал следующее: "Будь я циником, то предположил бы, что Грасс скрывал свое прошлое, опасаясь остаться без Нобелевской премии. Не поймите меня превратно: он заслуживает ее больше, чем любой другой немецкий писатель. Но теперь все придется рассматривать в новом свете". Михаэль Юргс, автор известной биографии писателя "Гражданин Грасс" ("Buerger Grass"), признал, что глубоко и "лично" разочарован.
В широко цитируемом интервью Frankfurter Allgemeine Грасс сказал, что многолетнее замалчивание деталей своей юности вынудило его приступить к написанию мемуаров "Очищая луковицу".
В большинстве биографий Грасса говорится, что будущий писатель был призван нацистами на службу еще 15-летним подростком, а по окончании войны оказался в концлагере в американском секторе Германии. Оттуда он вышел в 1946 году и несколько лет работал на ферме, затем в шахте. Позже он стал учеником каменщика, изучал искусство в Дюссельдорфе, Берлине и Париже, тогда же начал писать прозу. По мнению многих, это - типичная биография западногерманского интеллектуала, заставшего войну подростком.
Теперь выяснилось, что Грасс пятнадцатилетним мальчиком пытался отправиться служить в Kriegsmarine (ВМС), но попал в отряды RAD (Reichsarbeitsdienst), где отбывал вместе со сверстниками имперскую трудовую повинность. В 1944 году ему пришла повестка, но только оказавшись на призывном пункте в Дрездене, молодой человек узнал, что попал в 10-ую танковою дивизию СС "Фрундсберг". Там он почти сразу разболелся желтухой, что на несколько недель избавило его от службы. До мая 1945 года, как рассказал Грасс, он не сделал ни единого выстрела.
Грасс объяснил в интервью, что преследовал две цели, приоткрывая эту страницу своей биографии. Во-первых, он по-прежнему испытывает вину за свою причастность к СС и признает, что это "пятно" останется с ним до конца жизни. Во-вторых, он хотел бы сам разобраться и дать понять молодым читателям, как действенно работала нацистская пропаганда в годы войны: "Для меня войска СС не были чем-то страшным, напротив, это были элитные подразделения, которые направляли в самые горячие точки и которые несли самые тяжелые потери ... Лозунг Гитлера, что "молодые должны вести молодых" был потрясающе эффективен". Грасс добавил, что впервые начал развивать эту тему еще в "Жестяном барабане" ("Die Blechtrommel"), своем знаменитом романе 1959 года.
Германскую общественность в истории Грасса больше всего взволновало шестидесятилетнее молчание автора, известного своей критикой фашизма. Для современного поколения немцев время Vergangenheitsbewaeltigung ("преодоления" применительно к нацистскому прошлому) кажется давно прошедшим. Уже все, кто мог, признались и были оценены по заслугам. Вспомнить того же Генриха Белля, воевавшего в 1939-1945 годах на Западном и Восточном фронтах: этот знаменитый писатель получил Нобелевскую премию по литературе в 1972 году. Другой известный автор, Альфред Андерш, дезертировал в 1944 году, провел много месяцев в плену, затем вернулся в Германию и стал уважаемым членом общества. И это лишь два примера из сотен, если не тысяч.
Без сомнения, людей, знакомых с историей немецкой послевоенной литературы, огорчило то, что Грасс, умолчав о своем прошлом, в известном смысле предал объединение "Группа 47", образовавшееся в Германии после войны силами Альфреда Андерша и Вальтера Кольбенхоффа. Оба писателя хотели привлечь внимание немецкого общества к литераторам нового поколения, не испорченного пропагандой. Гюнтер Грасс был одним из тех авторов, кого группа сделала знаменитыми (так же, как Генриха Бёлля, Гюнтера Айха, Илзе Айхингер и других).
Энергичное осуждение Грасса в прессе напоминает недавнюю атаку германской общественности на австрийского писателя Петера Хандке, "уличенного" в симпатиях к сербам вообще и Слободану Милошевичу в частности. Разразившийся вокруг автора "Страха вратаря перед одиннадцатиметровым" скандал вынудил Хандке, живущего и без того затворнической жизнью, отказаться от крупной литературной премии и перестать общаться с прессой.
По поводу "преодоления", или Vergangenheitsbewaeltigung, покойный Сергей Аверинцев написал в 2001 году небольшую, но очень емкую статью. В ней он, в частности, отмечал "склонность современного либерализма, взявшего на себя задачу перевоспитания народов, функционировать наподобие любой другой идеологии, редуцируя себя до лозунга, до примитивного жеста, навязывая эти лозунги и жесты как единственную возможность: это уже не столько защита свободы личного выбора, сколько отмена смысла такого выбора". Решившегося докопаться до глубоко скрытых слоев луковицы своей памяти и чести писателя оказалось проще осудить, чем услышать.
Юлия Штутина