Форвард магнитогорского "Металлурга" Евгений Малкин, которого эксперты считают одним из лучших хоккеистов мира, не выступающим в НХЛ, сбежал из клуба. Он покинул расположение команды в Финляндии, где магнитогорцы проводят предсезонный сбор. С собой Малкин забрал вещи и паспорт с открытой американской визой. О его местонахождении в настоящий момент не знают даже родители.
Евгений Малкин прилетел в Финляндию вместе с "Металлургом", но уже в аэропорту Хельсинки отошел в сторону с неизвестным человеком. По словам генерального директора "Металлурга" Геннадия Величкина, внешне все это выглядело словно встреча старых знакомых, которые давно не виделись и решили поговорить. Как сообщил Величкин в интервью РИА Новости, команда 2 часа ждала его в аэропорту, но Малкин так и не появился.
По данным издания "СПОРТ-ЭКСПРЕСС", форвард готовился к побегу еще в России и ждал только, когда ему на руки выдадут заграничный паспорт. Это произошло по прибытии в Финляндию. Бывший агент Малкина Сергей Исаков, к услугам которого форвард решил обратиться в июне нынешнего года, в интервью газете "Советский спорт" подтвердил, что знал о готовящемся побеге.
"Я еще ночью с пятницы на субботу знал, что Малкин убежит, – рассказал Исаков. - В пятницу вечером я сидел в машине с Евгением. Он мне сказал, что будет убегать. Я полчаса отговаривал его от этого поступка. Потому что я придерживаюсь этики в работе. Если Малкин подписал этот злосчастный контракт – заставили его или убедили, но он это сделал, – то нужно выполнять условия договора. Не убегая в НХЛ, остаться в родном Магнитогорске…".
Как уже было сказано, о местонахождении российского хоккеиста не знает никто – ни агенты, ни родители, ни руководство "Металлурга" или "Питтсбурга". Во всяком случае, все они утверждают, что ничего не знают. "Мы сами обо всем узнали из новостей. Кинулись звонить сыну, но его телефон отключен, - заявила Наталья Малкина в интервью "Комсомольской правде". - В деньгах он ничего не терял. Он просто очень хотел играть в НХЛ. Но руководство "Металлурга" сыграло на его чувстве патриотизма. Он не смог отказать. Но после говорил мне: "Мама, меня ведь там уже ждут, я ведь обещал!" Очень расстроенный улетел в Финляндию на сборы. У меня осталось чувство, что за счет моего сына кто-то добивается своих целей".
Геннадий Величкин рассказал, что еще в самолете по дороге в Финляндию Евгений Малкин сменил на своих телефонах сим-карты, так что узнать его новые телефонные номера можно будет лишь после того, как он сам объявится. Даже если подключить спецслужбы и найти номера телефонов хоккеиста, вряд ли от этого что-то кардинальным образом изменится.
Скорее всего, Евгений Малкин уже в США, что косвенно подтвердил американский агент спортсмена Джей Пи Бэрри. "Он хочет играть в НХЛ, в "Питтсбурге". Мы продолжим разговаривать с Малкиным о его будущем, и мы найдем для него оптимальное решение", - отметил Бэрри. Ему-то местонахождение россиянина наверняка точно известно. Скорее всего, известно оно и руководству "Питтсбурга", которое отказалось от каких бы то ни было комментариев до появления Малкина в расположении команды.
Кстати, главный юрист НХЛ Билл Дейли в интервью агентству AР заявил: "Комментировать поступок Малкина я не буду, поскольку не знаю всех подробностей. Но могу сказать, что мы уважаем желание Евгения играть в НХЛ. Он сделал свой выбор. Раз он так решил, то будет играть в Лиге, независимо от того, есть у него контракт со его клубом или нет".
Давно уже таким образом хоккеисты из России в НХЛ не убегали. Можно вспомнить, что беглецом-первопроходцем стал Александр Могильный, в настоящее время переведенный в фарм-клуб "Нью-Джерси Дэвилз", но упорно не желающий завершать свою карьеру. В 1989 году младший лейтенант Вооруженных Сил СССР Могильный исчез из расположения сборной Советского Союза в Швеции, а затем объявился в США, в клубе "Баффало Сейбрз".
В 1990 году во время Игр Доброй воли в Сиэтле расположение советской команды тайком покинул Сергей Федоров, который подписал контракт с "Детройт Ред Уингз". И Могильный, и Федоров стали в НХЛ суперзвездами, которые, после отработки первых кабальных контрактов, подписывали соглашения на десятки миллионов долларов. Практически все остальные хоккеисты, сначала из СССР, а затем из России, желавшие играть в НХЛ, уезжали за океан цивилизованным образом.
Исключение составили Сергей Самсонов и Николай Жердев, сбежавшие из ЦСКА так же, как и Малкин из "Металлурга".
Возможно, отъезд Малкина, пусть и тайный, за океан не вызвал бы такой широкий резонанс, если бы не одно обстоятельство. На прошлой неделе стало известно о том, что Евгений Малкин подписал с магнитогорским "Металлургом" новый контракт. По сравнению со старым соглашением, которое было рассчитано до мая 2008 года, новый договор предусматривал, что за "Магнитку" нападающий отыграет один сезон, а с 1 мая 2007 года станет неограниченно свободным агентом.
Малкин под этим контрактом свою подпись поставил, но не дал ни одного интервью, в которым сообщил бы о причинах своего поступка. Сергей Исаков, от услуг которого хоккеист отказался очень быстро, утверждает, что, по его данным, руководство "Металлурга" оказывало на игрока серьезное давление, подключив и родителей Евгения. Бывший агент Малкина предположил, что в новый контракт был включен пункт о том, что центральный нападающий в нынешнем сезоне не имеет права играть в НХЛ.
"Никто не выкручивал Малкину руки для того, чтобы он поставил свою подпись под соглашением. Это было его решение, - утверждает Геннадий Величкин. - Видимо, его личным решением было и покинуть команду. По крайней мере, как мне сказали его родители, они ничего не знали о намерениях своего сына. Его поступок – это просто плевок в адрес клуба".
История с контрактом действительно выглядит загадочной. Зачем Малкину, который хотел уехать в НХЛ, нужно было подписывать новый договор? Ведь в России до сих пор не приняты поправки в Трудовой кодекс, согласно которым спортсмены не имели бы права расторгать существующие контракты. Спортивные договоры подчинены трудовому законодательству, и любой российский спортсмен, написав заявление об увольнении, по закону через две недели может быть свободен от своих обязательств.
Особенно странно поступок Малкина выглядит, если внимательнее изучить те условия, в которых он находился. Согласно новому договору с "Металлургом", он получил бы никак не меньше тех двух миллионов долларов, на которые с учетом всех бонусов и без вычета налогов могут претендовать новички НХЛ. К тому же, видимо, Малкин просто не мог отказать руководству "Металлурга", которое сделало для этого игрока все возможное, чтобы сохранить его в России.
А если точнее, которое и сделало Малкина тем хоккеистом, которого знает и которым восторгается весь спортивный мир. Наверняка Евгений, к которому домой пришли и президент клуба Виктор Рашников, и генеральный директор Геннадий Величкин, не нашел в себе сил сказать им, что пришла пора расстаться. Отсюда и история с подписанием нового соглашения, и побег из тепличных магнитогорских условий, от которых просто так никто отказываться не будет.
У Малкина в России было все – слава, деньги, любовь болельщиков, даже собственный бизнес. 20-летний хоккеист недавно открыл в Магнитогорске ресторан "VIP-зона", оформленный в тюремных мотивах. Вместо стульев и кресел – нары, на окнах – решетки, посуда – алюминиевая, даже карцер для почетных гостей был и милицейский бобик для клиентов, которые своим ходом не могли добраться до дома.
Но желание играть в НХЛ пересилило все.
Впрочем, все вопросы можно было решить цивилизованным образом. Геннадий Величкин, который прекрасно знал о намерении Малкина играть в НХЛ, заявил, что клуб готов был отпустить своего лидера за достойную компенсацию. Но "Питтсбург", в 2004 году выбравший Малкина на драфте под общим вторым номером, платить не захотел.
Дело в том, что между Россией и НХЛ до сих пор нет договора, регулирующего трансферные вопросы. Летом прошлого года Россия стала единственной европейской страной, которая отказалась присоединиться к договору НХЛ – Европа. Согласно этому соглашению, клуб, отпускающий своего хоккеиста за океан, имеет право на компенсацию в 200 тысяч долларов.
Эта действительно нищенская сумма не устроила руководство российских клубов, тем более что согласно договору, команды из НХЛ могли бы подписывать контракты с любым игроком, даже имеющим действующий договор с клубом из России. В данном случае можно говорить о том, что игрок калибра Евгения Малкина стоит как минимум несколько миллионов долларов.
Руководство "Металлурга" и рассчитывало получить от "Питтсбурга" два миллиона долларов, после чего Малкин бы тихо-мирно отправился за океан. Но нет договора – нет и цивилизованных переговоров. По сути дела, сейчас клубы России и НХЛ обоюдно не признают контракты хоккеистов.
Что остается делать "Магнитке"? Способ пока один – подать в суд. "Мы не намерены сидеть сложа руки. Американцы постоянно говорят о какой-то демократии, о своих ценностях, а потом просто воруют у нас игроков. Малкин еще большой ребенок, которого можно ввести в заблуждение рассказами про американскую мечту. Но мы вложили в его воспитание как хоккеиста очень много средств и теперь в судебном порядке потребуем компенсации".
Однако шансов на победу в суде у российского клуба мало. В прошлом году в суд подавало московское "Динамо", пытавшееся получить компенсацию за переход в "Вашингтон" Александра Овечкина. Но ни денег, ни возвращения хоккеиста бело-голубые не дождались.
Договор с НХЛ Россия как минимум до следующего года подписывать не будет (об этом уже заявил президент ФХР Владислав Третьяк), а другой правовой защиты у наших клубов нет. Безусловно, нужно, как в футболе, заключать договоры не между федерациями, а непосредственно между двумя командами. Но этого как раз и не хотят руководители НХЛ. Вот и получается замкнутый круг.
До тех пор, пока не будет найден устраивающий все заинтересованные стороны выход и такие звезды, как Евгений Малкин, и менее известные хоккеисты будут уезжать за океан, великая хоккейная держава, которой является Россия, все больше и больше будет превращаться в "большой сырьевой придаток" хоккейной Америки. Побег Малкина в очередной раз вскрыл нарыв, который нуждается в серьезном лечении.
Андрей Сенцов