Черное море, Крым, Севастополь - всегда были "болевыми точками" России. Внимание общества к этому региону то усиливается, то ослабевает, но никогда не сходит на нет. И одним из главных объектов этого внимания уже больше двухсот лет является Российский Черноморский флот. Появление на Черном море кораблей НАТО, стремление Украины в состав этого блока, проведение на Черном Море международных учений Blackseafor вызвали новый всплеск внимания к Черному морю в целом и флоту в частности. И снова, как и двести лет назад, люди задаются вопросом, который английский посол задал в 1787 году князю Потемкину, основателю черноморского флота, в Севастополе: "Зачем России флот на Черном море"?
История Черноморского флота начинается 2 мая 1783 года, когда в Ахтиарскую бухту были переведены из Керчи корабли Азовской флотилии. 10 февраля 1784 года на побережье бухты был основан город Севастополь, определенный в качестве главной базы флота. Вскоре флот вступил в свою первую войну - русско-турецкую 1787-1791 года. В ходе военных действий флот нанес ряд сокрушительных поражений военно-морским силам Турции. Среди наиболее замечательных сражений следует отметить Кинбурнское (17-18 июня 1788 года), где лиманская флотилия Черноморского флота, взаимодействуя с береговыми батареями Кинбурна, нанесла поражение турецкой эскадре. Флотилией командовал принц Нассау-Зиген, гарнизон крепости Кинбурн возглавлял Александр Суворов. Затем последовала победа у Керчи (8 мая 1790 года), где поражение турецким силам нанесла севастопольская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова. Под руководством Ушакова флот уничтожил несколько сильных турецких эскадр, которые султан последовательно посылал на Черное море: 28-29 августа состоялось сражение при Тендре, 31 июля 1791 года - при Калиакрии.
После мира с Турцией, Черноморский флот принял участие в кампании на Средиземном море против Франции. 26 февраля 1799 года морская пехота Черноморского флота при поддержке корабельной артиллерии взяла штурмом с моря первоклассную крепость Корфу с сильным французским гарнизоном и 656 орудиями. Весной-летом 1799 года флот участвовал в десантных и блокадных операциях в Италии.
Вернувшись на Черное море, флот активно участвовал в русско-турецких войнах первой трети XIX века, итогом которых стало присоединение к России большей части турецких земель на черноморском побережье Кавказа. В ноябре 1853 года Черноморский флот одержал последнюю победу в истории парусного флота - эскадра под командованием П.С. Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопском сражении.
XIX век, однако, отмечен и трагической для Черноморского флота страницей - перед лицом многократно более сильного противника - объединенных эскадр Великобритании и Франции - Черноморский флот затопил свои корабли на входе в Севастопольскую бухту. По Парижскому мирному договору 1856 года Россия лишается права содержать флот на Черном море. В результате русско-турецкую войну 1877-78 годов на море наш флот был вынужден вести "партизанскими действиями" вооруженных пароходов и минных катеров. Такая тактика, однако, принесла успех - после нескольких успешных минных атак турецкие броненосцы покидают Черное море. Эта война принесла известность будущему адмиралу-ученому Степану Макарову.
Воссозданный после войны флот оказывается запертым на Черном море - все по тому же Парижскому мирному договору Россия не имела права выводить свои военные корабли из Черного моря в Средиземное. Поэтому корабли черноморского флота, экипажи которых славились превосходной выучкой и меткой стрельбой, не смогли принять участия в русско-японской войне 1904-05 годов.
В ходе Первой мировой войны Черноморский флот активно действовал против турецкого и болгарского судоходства, обстреливал турецкие прибрежные города. Впервые для бомбардировки городов была применена морская авиация - гидропланы. Подводные минные заградители ставили мины на входе в Босфор.
Первая мировая не стала для России успешной. Военные неудачи и внутренние неурядицы, сложившись, привели страну к революции. В начавшейся Гражданской войне флот оказался заложником политической борьбы. После Брестского мира корабли флота вынужденно покинули Севастополь - в город вошли немецкие войска. Немцы потребовали возвращения флота, угрожая в противном случае продолжить военные действия, и руководство страны приняло решение о затоплении кораблей на рейде Новороссийска. Часть кораблей, не подчинившаяся приказу, ушла в Севастополь. Впоследствии эти корабли покинули Крым, унеся с собой последние подразделения Белой армии. До 1924 года они находились во французском порту Бизерта - в качестве последнего осколка царского флота. После признания Францией СССР Андреевские флаги были спущены, а корабли проданы на металл.
Возрождение Черноморского флота началось в 20-х годах. С Балтики на Черное море пришли линейный корабль "Парижская коммуна" (бывший "Севастополь"; родное имя линкору вернут в 1943 году) и крейсер "Профинтерн" (будущий "Красный Крым"). Тогда же достроили оставшиеся на верфях с Первой мировой эскадренные миноносцы. В 1936 году СССР подписал Монтрезское соглашение, по которому получил право свободного прохода военными кораблями черноморских проливов в обе стороны. Черноморский флот начали рассматривать как силу, способную оперировать на Средиземноморье, и в этом качестве ему потребовалось значительное усиление.
В результате темпы пополнения увеличиваются, флот получает современные эскадренные миноносцы и подводные лодки, за неделю до 22 июня 1941 года в строй вступил новейший крейсер "Молотов". С этими кораблями Черноморский флот начал Великую Отечественную войну. Крупные корабли не могли проявить себя в виду отсутствия на Черном море крупных боевых кораблей противника, в результате линкор и крейсера в основном привлекались для обстрела прибрежных позиций немецких, итальянских и румынских войск. Основная боевая нагрузка легла на легкие силы -эскадренные миноносцы, катера, тральщики и подводный флот. Они занимались всем - борьбой с судоходством противника, доставкой подкреплений и боеприпасов, высадкой десантов и диверсионных групп. Дунайская флотилия Черноморского флота с боями сопровождала советские войска на южном участке советского-германского фронта. Ее бронекатера и морская пехота участвовали в освобождении городов Югославии, во взятии Будапешта и Вены.
Первые послевоенные годы Черноморский флот обеспечивал оборону юго-западных границ СССР на случай возможного конфликта с США и их союзниками, в числе которых оказался и вечный противник России на Черном море - Турция. В 60-е годы бело-синий флаг русского флота вновь появился в Средиземном море - усиленный Черноморский флот держал "за проливами" отряд боевых кораблей на постоянной основе. Совместно с кораблями и подлодками, приходящими с Севера и Балтики, черноморские корабли составили 5-ю оперативную эскадру ВМФ СССР, задачей которой являлось уничтожение подводных ракетоносцев и авианесущих ударных группировок ВМС США на Средиземном море в случае войны. Эта задача стала основной для кораблей и авиации Черноморского флота до самого развала СССР.
Постсоветская история флота не была счастливой. Недофинансирование, наложившееся на политический спор, едва не привело к полной гибели флота. За первые десять лет после развала СССР численность флота сократилась в несколько раз. В 1997 году корабли и имущество были разделены между Россией и Украиной. Что же представляет собой Черноморский флот России сегодня?
Корабли 1 и 2 ранга сведены в 30-ю дивизию надводных кораблей. "Главным" соединением ЧФ, объединяющим наиболее крупные и сильные его корабли, является 11-я бригада противолодочных кораблей. Ее флагманом, а также флагманом всего ЧФ является Гвардейский ракетный крейсер "Москва" (до 1995 года "Слава") проекта 1164. В состав бригады входят также два больших противолодочных корабля - "Керчь" и "Очаков" проекта 1134 - и три сторожевых корабля (фрегата) - "Сметливый" проекта 61М, "Ладный" и "Пытливый" проекта 1135. Это соединение является универсальным. Дальнобойные ракеты и мощная ПВО ракетного крейсера обеспечивают борьбу против надводных кораблей и авиации противника, а противолодочное вооружение БПК и сторожевиков - защиту от удара из-под воды. Кроме того, в ходе последних ремонтов, сторожевые корабли также получили на вооружение противокорабельные ракеты. Крейсер и БПК располагают, помимо собственного вооружения, палубными вертолетами.
Вторым соединением 30-й дивизии является 197-я бригада десантных кораблей. Семь больших десантных кораблей в ее составе способны обеспечить высадку на необорудованное побережье бригады морской пехоты.
Ракетные корабли на воздушной подушке, малые ракетные корабли и ракетные катера сведены в 41-ю бригаду ракетных катеров, основным назначением которой является противодействие надводным силам противника. В составе бригады два дивизиона. 166-й Новороссийский дивизион малых ракетных кораблей имеет в своем составе два корабля на воздушной подушке проекта 1239 ("Бора" и "Самум") и два малых ракетных корабля проекта 1234.1 ("Штиль" и "Мираж"). "Бора" и "Самум", вооруженные каждый восемью противокорабельными ракетами "Москит", являются самыми мощными ударными кораблями Черноморского флота после крейсера "Москва", несмотря на свои небольшие размеры. В состав 295-го Сулинского дивизиона ракетных катеров входят шесть боевых единиц. В том числе один катер проекта 2066, несущий 8 противокорабельных ракет "Уран", четыре катера проекта 12411, несущих по четыре ракеты "Термит" и один катер проекта 12417, несущий четыре ракеты "Москит".
Подводные силы флота составляет 247-й отдельный дивизион подводных лодок. В его составе две субмарины - одна ПЛ проекта 877 (Б-871) и одна - проекта 641Б (Б-380). Они имеют стандартное минно-торпедное вооружение, а ПЛ проекта 877, кроме того, может нести крылатые ракеты.
Охраной флота в базах занимаются две бригады кораблей ОВР (охраны водного района). 68-я бригада в составе пяти малых противолодочных кораблей и трех тральщиков прикрывает Севастополь, 184-я в составе двух МПК и четырех тральщиков - Новороссийск.
Морская авиация флота включает противолодочные вертолеты Ка-27 и Ми-14, вертолеты огневой поддержки морской пехоты Ка-29, и полк бомбардировщиков Су-24.
Кроме перечисленного, флот располагает значительным количеством вспомогательных единиц: разведывательных кораблей, буксиров, танкеров, спасателей, и прочих, а также солидным береговым хозяйством в виде радаров, ракетных батарей береговой артиллерии, складов и арсеналов.
Какие задачи может выполнять Черноморский флот в своем нынешнем виде? Несмотря на значительное сокращение, он по-прежнему является крупнейшей силой на Черном море, уступая по численности боевых единиц только ВМС Турции и превосходя ВМС всех остальных черноморских государств вместе взятых. Кроме того, уступая Турции по формальному подсчету вымпелов, Черноморский флот, благодаря наличию ракетного крейсера и катеров, оснащенных тяжелыми противокорабельными ракетами, обладает значительным превосходством в огневой мощи.
После долгих лет безвременья корабли флота принимают участие в дальних походах. 11-я бригада противолодочных кораблей регулярно посылает отряды боевых кораблей в Средиземное море. В 2003 и 2005 годах корабли Черноморского флота совершали походы в Индийский океан.
В целом на сегодняшний момент Черноморский флот при поддержке авиации 4-й воздушной армии Северо-Кавказского военного округа способен надежно прикрыть морские границы России на Черном море. Постепенно разворачивающееся в России строительство новых кораблей дает основание надеяться, что в следующем десятилетии устаревающие корабли постройки 60-х 70-х годов будут заменены новыми. И тогда, на вопрос, поставленный в начале статьи: "Зачем России флот на Черном море" - можно будет дать ответ, аналогичный тому, что дал в свое время его основатель, князь Потемкин: "Затем, сударь, чтобы никто об этом более не спрашивал".
Илья Крамник