Россия
00:55, 19 августа 2006

Очко в нашу пользу Очередной эпизод курильского противостояния России и Японии завершился за явным преимуществом российской стороны

За более чем полувековую историю спора между Россией и Японией о принадлежности Южных Курил японский моряк Мицудзиро Морита стал первой жертвой этого противостояния.

Бойцы Сахалинского погранотряда, задержавшие 16 августа 2006 года в российских территориальных водах японскую рыболовную шхуну "Киссин-Мару 31", утверждают, что смерть браконьера была случайной - Морита стоял у борта и выкидывал в воду снасти для ловли краба и сам улов, когда пограничники перешли от требований лечь в дрейф к предупредительной стрельбе. Случайная пуля попала японцу в голову и, когда пограничники все же поднялись на борт судна-нарушителя, он был уже мертв, сообщило агентство РИА Новости, ссылаясь на собственные источники в местных правоохранительных органах.

Смерть японского гражданина, находившегося в "исконно японских водах", закономерно вызвала бурю негодования среди его соотечественников. Глава европейского отдела японского МИДа Тикахито Харада вызвал заместителя посла РФ в Токио Михаила Галузина и выразил ему протест в связи с действиями российских пограничников, потребовав немедленного возвращения японского судна вместе с телом погибшего моряка. В свою очередь министр иностранных дел Японии Таро Асо пообещал позвонить своему российскому коллеге Сергею Лаврову, с тем чтобы выразить свой простест лично.

Представителями Береговой охраны Японии была оперативно выдвинута собственная версия, согласно которой японскую шхуну просто снесло ветром на сопредельную территорию, где ее атаковали российские пограничники, чьи неоправданно жесткие действия привели к гибели японского моряка. В свою очередь, мэр города Нэмуро, жителем которого был погибший моряк, потребовал отменить безвизовый режим для жителей Сахалинской области и прекратить оказывать гуманитарную помощь Южным Курилам.

Ответная реакция не заставила себя ждать. Представители российского МИДа выразили сожаление в связи с гибелью японского моряка, но отказались принести извинения. "Очевидно, что ответственность за этот инцидент целиком и полностью ложится на его непосредственных виновников, а также тех представителей японских властей, которые попустительствуют браконьерскому промыслу японских рыбаков в российских территориальных водах", - говорилось в официальном комментарии российского внешнеполитического ведомства.

18 августа прокуратурой Сахалинской области было возбуждено уголовное дело по факту незаконного пересечения государственной границы и ведения браконьерского промысла. В то же время два оставшихся в живых матроса и капитан японской шхуны не были арестованы или задержаны, их разместили в "доме российско-японской дружбы", взяв с капитана письменное обязательство о явке на допрос.

В тот же день японское информагентство Kyodo News, ссылаясь на собственный источник в военной прокуратуре Владивостока, сообщило, что все трое японских моряков признали себя виновными в браконьерстве. К вечеру в Москве приземлился самолет заместителя министра иностранных дел Японии Ясухизы Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki), прибывшего для того, чтобы обсудить условия освобождения экипажа арестованной шхуны и передачи тела погибшего японского моряка.

Никаких возражений с российской стороны не вызвал лишь последний пункт, в связи с которым, однако, возникли другие сложности - сильный шторм заставил дважды откладывать процедуру передачи тела, которая в итоге была назначена на 19 августа. Живые члены экипажа "Кессин-Мару 31" также задержатся на российской территории, чтобы предстать перед судом. В худшем случае им грозит до двух лет лишения свободы или штраф до полумиллиона рублей.

На встрече в Москве заместитель министра иностранных дел России Александр Алексеев вновь напомнил, что вина за все происшедшее целиком и полностью лежит на японских браконьерах и японских властях, которые несмотря на неоднократные обращения с российской стороны, попустительствуют незаконному промыслу своих граждан в чужих территориальных водах. Сиодзаки прежних заявлений японского МИДа снова озвучивать не стал, вместо этого заверив своего российского коллегу в том, что Япония намерена выполнять соглашения с Россией в сфере рыболовства в районе Курильских островов. При этом замглавы японского МИДа попросил российскую сторону сделать инструкцию, соблюдение которой исключит повторение инцидентов, подобных случаю с "Кессин-Мару 31".

Успех российских пограничников и дипломатов омрачает лишь одно - львиная доля браконьерского промысла в районе Курильских островов принадлежит не сравнительно дисциплинированным и, надо полагать, впечатленным столь прицельной предупредительной стрельбой японцам, а россиянам, которые вряд ли попросят составить для них инструкцию.

Петр Пархоменко

< Назад в рубрику