Министр культуры и информации Казахстана Ермухамет Ертысбаев заявил, что государство срочно должно "очиститься от коррупционного зла", дабы не повторить участи Римской империи, "погибшей от взяточничества и разложения элиты". Флагманом этого процесса, по замыслу Ертысбаева, должно стать его собственное ведомство.
Журналисты, присутствовавшие на коллегии министерства 17 августа, уже пообещали помочь высокому чиновнику в этом нелегком деле, хотя и выказали несколько меньше энтузиазма. Как пишет официальная "Казахстанская правда", "коррупционеров, как и тараканов, окончательно победить нельзя - зато можно сделать их жизнь некомфортной, опасной и трудной".
"В последние годы в стране наметился подъем, растет экономика, расширились источники финансирования, республика признана на международной арене, возросли ее престиж и авторитет", - заявляет министр. В то же время руководство страны, сознавая опасность, связанную с коррупцией, принимает надлежащие меры.
Казахстан, напоминает Ертысбаев, первым среди государств, входивших ранее в состав СССР, принял закон о борьбе с коррупцией (август 1998 года). В декабре прошлого года указом президента республики была принята специальная государственная программа по борьбе с этим социальным злом.
Успехи республики заметили и на международном уровне. В отчете за 2005 год организация Transparency International, исследующая уровень коррупции в различных странах, зафиксировала в Казахстане "значительный прогресс". По Индексу Восприятия Коррупции Казахстан набрал 2,6 балла, заняв сто десятое место (между Гондурасом и Никарагуа) и опередив Россию, Грузию, Киргизию и Азербайджан.
Однако Ермухамет Ертысбаев описывает происходящее в мрачном свете. Несмотря на все достижения, коррупция в стране, по его словам, по-прежнему не уменьшается: "она опутала систему государственной службы, как спрут". По данным ЦЕССИ (Казахстанского института социальных исследований), более 70 процентов граждан "опасаются произвола властей и беззакония".
Ертысбаев предлагает свой план спасения страны. В этом плане его, как выразился сам министр, "идеологическое ведомство", должно сыграть решающую роль. Вместе с журналистами оно защитит граждан от "всего, что наносит вред сознанию", поможет им "на ментальном уровне выработать стойкий иммунитет, неприязнь в отношении взяточничества".
Однако министерство не ограничивается только словами. У входа в здание уже установлен "большой синий ящик". "Я призываю всех писать и бросать туда письма с фактами о коррупции в министерстве, адресуя их мне напрямую", - заявил Ертысбаев. Правда, заботясь о том, чтобы оградить своих сотрудников от анонимных клеветников, министр попросил граждан подписывать свои послания.
"Будем же бескомпромиссно, как один, засучив рукава, бороться с коррупцией", - призвал министр. Тем же, кого не убедил пафос этого заявления, Ертысбаев напомнил, что антикоррупционное законодательство республики предусматривает ответственность "даже за бездействие при обнаружении попытки совершить коррупционное правонарушение".
Журналистам Казахстана министр отвел особую роль в антикоррупционной кампании. Здесь следует напомнить, что в начале июля 2006 года президент Нурсултан Назарбаев утвердил поправки в законодательство Казахстана о средствах массовой информации, которые значительно усилили возможности чиновников по контролю над СМИ. Законопроект, который разработало Министерство культуры и информации, в частности, расширяет перечень лиц, которым запрещено занимать должность главного редактора, также осложняется процесс регистрации СМИ.
Журналистские организации Казахстана заявили, что закон "убивает свободу слова" и "позорит страну перед мировым сообществом". Издатель газеты "Караван" Андрей Шухов, отвечая на слова Ертысбаева о необходимости "защищать национальную безопасность", сравнил происходящее в стране с ситуацией в Германии 1930-х годов. "Слова о защите интересов государства и народа там тоже говорили так часто, что они в конце концов утратили всякий смысл и превратились в навязчивый звуковой фон - на этом фоне и вызрела диктатура", - отметил Шухов.
Борьба с коррупцией в Кахазстане, по мнению Шухова, организована "по принципу взаимного сдерживания силовых структур: полиция пасет комитетских, те бдят за таможней, сверху за всем наблюдают прокурорские". Борьба за чистоту рядов, продолжает издатель "Каравана", обостряется только в том случае, "если какой-то чиновник не заплатит надзирающим товарищам - тут сразу все становятся жутко принципиальными".
"Участники этого увлекательного процесса", заявил Шухов в конце июня 2006 года, конечно же, не хотят допускать к нему прессу: "потому что она, того и гляди, весь спектакль испортит". Судя по всему, теперь место в "спектакле" нашлось и для журналистов.
Работы для журналистов - "непочатый край", заявил Ертысбаев. Он призывает "возродить традиции журналистских расследований, так называемых командировок по письму". При формировании госзаказа на проведение информационной политики министр обещал выделить больше средств на освещение антикоррупционных мероприятий - "чтобы в каждом издании были рубрики, посвященные этой теме".
Но и это еще не все. Министр предложил главным редакторам и журналистам, работающим по данной теме, раз в месяц "собираться у него в закрытом формате", чтобы те рассказывали ему "обо всех известных фактах коррупции". Он пообещал довести эти факты до сведения руководства страны, а своим собеседникам гарантировал защиту от возможного "судебного преследования со стороны государственных служащих".
Ермухамет Ертысбаев считает себя защитником свободы слова. В интервью газете "Время" в мае 2006 года он заявил, что придерживается принципа американского президента Томаса Джефферсона, "который был готов даже признать право газет на клевету, лишь бы они беспрепятственно выходили". Однако довольно странно было бы ожидать, что после недавнего ужесточения законодательства о СМИ журналисты доверят министру свою личную безопасность.
Кроме того, Ертысбаев обещал защитить сотрудников СМИ только от "судебного" преследования. Едва ли следует объяснять, что человек, занимающий высокий пост, может отомстить неугодному журналисту самыми разными способами. Угрозу для представителя прессы представляет не столько судебное разбирательство, сколько "административный ресурс", который использует против него обиженный герой публикации.
Оценивая шумную кампанию за чистоту, которую развернули советские бюрократы в 1930-е годы, сатирики Ильф и Петров писали: "Для того чтобы подметать улицы, нужны только две вещи - метла и желание работать. А поездки, протоколы и речи - все это лишь парадная трескотня и развязное втирание очков".
Перефразируя сатириков, можно сказать: для того, чтобы не было коррупции, нужны две вещи - равенство людей перед законом (которое, кстати, гарантирует казахстанская конституция) и порядочность людей, находящихся на государственной службе. Именно порядочность, а не "ментальная неприязнь в отношении взяточничества", которую выдумали чиновники.
Попытки же победить коррупцию усилиями "идеологического ведомства" в лучшем случае могут принести только видимость успеха, в худшем - из-за них в стране может развиться практика массового доносительства. И тот, и другой вариант мало согласуются с идеей гражданского общества, в защиту которого выступает казахстанское министерство культуры.