Строительство Северо-европейского газопровода, соединяющего Россию и Германию по дну Балтийского моря, началось еще в декабре 2005 года. Свое недовольство проектом в резкой форме уже высказали официальные лица в Литве и в Польше. В августе 2006 года в борьбу против газопровода включилась Швеция. В преддверии парламентских выборов в стране с сильной "зеленой" партией проблема СЕГ стала ощущаться особенно остро - отказываться от голосов избирателей ради амбициозного, но не до конца понятного с экономической точки зрения российско-германского проекта не намерен никто. В том числе, и действующий премьер-министр Швеции Йоран Перссон.
Выступая на Балтийской конференции, куда приехали премьер-министры Финляндии и Литвы, а также европейский комиссар по региональной политике Данута Хюбнер (Danuta Hubner), Перссон заявил, что газопровод по дну Балтийского моря может нанести непоправимый вред экологии. Премьер пообещал, что 28 августа проведет встречу с представителями Германии и России. На ней, заявил Перссон, он попросит объяснить, почему нельзя строить газопровод по суше.
В своих более ранних комментариях относительно СЕГ премьер-министр Швеции высказывался более жестко. Показательно в этом отношении интервью журналу Veckans Affаеrer, опубликованном 17 августа. В нем Персон заявляет, что Швеция готова запретить строительство СЕГ. Формально северная страна имеет на это все права - труба, по проектам "Газпрома", должна проходить очень близко к шведскому острову Готланд.
Экологические аргументы Перссона мало отличаются от аргументов Польши или Литвы. Одним из первых проблему поднял премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас приблизительно год назад. Он поведал, что газопровод будет проходить по тем местам в Балтийском море, где во время Второй мировой войны захоронили немецкое химическое оружие. Сейчас оно законсервировано и поэтому не представляет опасности для экологии. Но если в зоне захоронения начнутся масштабные строительные работы, то химическое оружие может серьезно повредить Балтийскому морю. Насколько велика опасность катастрофы, неизвестно. Судя по тому, что "Газпром" отказался брать на себя обязательства по подъему химического оружия со дна моря, вероятность экологической угрозы все-таки не очень велика. Поэтому за высказываниями Перссона, скорее всего, скрываются политические мотивы.
Польша выступает за строительство газопровода по суше для того, чтобы иметь к нему доступ. Швеция тоже поддерживает перенос СЕГ на сушу, но совсем по другим причинам - кроме важной для избирателей экологической проблемы, есть еще более важная - проблема национальной безопасности.
Сложные российско-шведские отношения тянутся не одно столетие. Не вдаваясь далеко в историю пришествия Рюрика на Русь или особенности Северной войны, скажем лишь, что после Второй мировой войны в Швеции сильно побаивались СССР. Апогеем этого страха стал инцидент, случившийся осенью 1981 года. Тогда советская дизельная подводная лодка неожиданно всплыла на поверхность моря очень близко к военной базе в городе Карлскруна на юге Швеции. Без посторонней помощи из узкого пролива она выйти не могла, поскольку села на камни, да еще и сломала антенну радиопеленгатора о сети рыболовного судна. По советским данным, никакого секретного задания она не выполняла, а просто сбилась с пути.
Но для шведов причины, по которым лодка оказалась в Карлскруне, были не важны. Их больше интересовало, почему ни один из их датчиков и систем слежения не заметил подводную лодку. Страну сразу охватил страх повсеместной слежки - если одна лодка оказалась в Карлскруне, то еще десять могли следить за шведами во всех концах страны. Министерство обороны Швеции выделило огромные средства на развитие новых систем слежения, но после 1981 года с их помощью удавалось фиксировать лишь передвижение рыб.
Тем не менее, страх перед советскими и российскими военными до сих пор не прошел. И поэтому Северо-европейский газопровод в территориальных водах Швеции вызывает опасения в нарушении национальной безопасности.
Дело в том, что СЕГ, как уже было сказано, будет проходить совсем рядом с Готландом. Здесь, по планам "Газпрома", необходимо построить компрессорную станцию. Именно она и волнует шведов больше всего. В агрессивной статье бывшего посла, а сейчас профессора Кристера Вельбэка, опубликованной в одной из центральных газет Швеции Dagens Nyheter, говорится, что Россия сможет использовать вышки для наблюдения за шведами или установить на них любую другую аппаратуру. Зачем России такая форма слежения, не очень ясно, но аргумент выглядит все равно убедительным - газопровод строит государственный "Газпром", а это значит, что компания может решать не только экономические, но и политические проблемы.
Вельбэк также пишет, что экономических выгод от газопровода Швеция не получит. Во всяком случае, новых рабочих мест стране он не принесет, а с ценой транзита вопрос пока не решен. С другой стороны, Стокгольму необходимо сохранить хорошие отношения с Москвой и Берлином. Но в условиях приближающихся парламентских выборов международная политика может отойти на второй план - чиновникам гораздо важнее, за кого проголосуют шведы.
Сразу после большой статьи Вельбэка отреагировала шведская Партия зеленых, объявив проект газопровода опасным для экологии. "Сейчас шведы должны объединиться, чтобы суметь остановить строительство газопровода", - заявили в партии.
Чуть позже либеральная Народная партия Швеции опубликовала 10-страничный пресс-релиз с простым и ясным названием "Нет русско-германскому газопроводу по дну Балтийского моря".
Иными словами, оппозиционные партии нашли еще один повод для того, чтобы шведы не голосовали за социал-демократическую партию, представитель которой возглавляет сейчас правительство. Таким образом, на переговорах с Россией и с Германией от жесткости позиции Йорана Перссона будет зависеть очень многое.
С другой стороны, можно ожидать, что после сентябрьских выборов напряжение вокруг СЕГ постепенно спадет. Если только Перссон не пойдет на радикальный шаг и не запретит компрессорную станцию у Гетеборга уже в августе, то пока Швеция будет считать голоса, поданные за ту или другую из парламентских партий, "Газпром" со своими немецкими коллегами BASF и E.On смогут продолжать строительство газопровода. Впрочем, до 2010 года, когда будет сдана первая нитка СЕГ, о проблемах экологии и национальной безопасности наверняка сумеют поговорить еще не раз. Пока же проект, который обойдется инвесторам в 10 миллиардов долларов, находится в зачаточном состоянии - Россия строит сухопутную часть трубы.