Газета "Коммерсант" сообщила 21 августа 2006 года со ссылкой на неофициальные источники, что в начале августа был подписан протокол о намерениях по слиянию подконтрольного Виктору Вексельбергу "Суала" с "Русским алюминием" Олега Дерипаски. Похоже на то, что Вексельбергу все же удалось соблазнить Олега Дерипаску перспективой превратить "Русал" в мирового лидера алюминиевой отрасли. Виктор Вексельберг же сможет получить ресурсы для своих проектов в химии, энергетике и коммунальном хозяйстве.
Виктор Вексельберг долго мучался с выбором стратегического партнера для развития своего алюминиевого бизнеса. Еще в феврале 2006 года он заявлял о том, что ведет переговоры о партнерстве со своим конкурентом, крупнейшим в России производителем первичного алюминия - "Русским алюминием". Теперь компании двух предпринимателей, по неофициальной информации, объединяются.
Вексельберг, пока искал стратегического партнера для "Суала", успел провести переговоры почти со всеми крупными компаниями в отрасли. В числе тех, чьи деньги планировал привлечь "Суал", были и мировые лидеры по производству алюминия - американская Alcoa и канадский Alcan. В 2003 году группа "Суал" и группа международных инвесторов Fleming Family and Partners даже подписали соглашение о сотрудничестве и объявили о создании объединенной международной промышленной группы. Но союз с западными инвесторами так и не случился.
В 2004 году впервые появились слухи о переговорах Вексельберга с Олегом Дерипаской, чей "Русал" занимает третье место на мировом алюминиевом рынке. Но в феврале 2006 года Виктор Вексельберг заявил, что компании все "еще не сели за стол переговоров", хотя к тому времени переговаривались уже около полутора лет.
Вообще, в февральском выступлении Вексельберга проскальзывали нотки отчаяния. "Русал" на тот момент остался, вероятно, последним возможным партнером его компании, но туннель переговоров был настолько длинным, что свет в его конце предприниматель разглядеть уже не мог. Виктор Вексельберг тогда даже "погрозил пальцем" потенциальному партнеру, заявив, что искать кого-либо ему уже надоело и если до конца 2006 года не будет никакого конкретного предложения, компания бросит эту затею и сосредоточится на своих текущих проектах.
Вексельберг заявил тогда, что объединение "Русала" и "Суала" подсказывает сама логика развития бизнеса. С логикой у Олега Дерипаски все оказалось в порядке и, похоже, бизнесу Вексельберга не суждено остаться недоразвитым. Если компании объединятся, то "Суал" станет частью нового российского алюминиевого монстра, который по итогам слияния встанет на первое место в мире по производству первичного алюминия.
Примечательно, что остальное руководство компании несколько раз в своих заявлениях опровергало Вексельберга. Так, в апреле 2006 года президент "Суала" Брайен Гилбертсон заявил, что слияния с "Русалом" не будет. То же подтвердил и вице-президент "Суала" по развитию бизнеса Артем Волынец. Комментируя агентству "Интерфакс" возможность слияния с компанией Олега Дерипаски, он отметил, что существуют и "значительно более интересные компании", которые готовы сотрудничать с "Суалом". Да и вообще, "конкретных переговоров о слиянии с "Русалом" не ведется". Однако "неконкретные" переговоры, как оказалось, тоже могут приносить плоды.
В начале 2004 года группа "Суал" сообщала, что намерена выйти на международные финансовые рынки. По оптимистическим прикидкам руководства, IPO компании могло состоятся уже в четвертом квартале 2004 года. Размещение акций на фондовых биржах рассматривалось руководством "Суала" как альтернатива затянувшемуся поиску стратегического инвестора.
Однако заявления - заявлениями, а IPO так и не было проведено. Эта информация плавно перекочевала в разряд "слухов со ссылкой на близкие к руководству компании источники". И вот в августе 2006 года слухи о возможном IPO "Суала" снова появились на свет.
Британская газета Sunday Times сообщила, что российская компания намерена провести IPO на Лондонской бирже. Появились и первые подробности о грядущем IPO. Журналисты британского издания написали, что сопровождать компанию будет банк JP Morgan. Позже об IPO группы "Суал" написала газета "Ведомости". Через фирму, зарегистрированную в Лондоне, на биржу, по данным издания, предполагалось выпустить не менее 25 процентов акций компании.
Как теперь поступит "Суал", остается только гадать. Один из двух слухов, по видимости, все же воплотится в реальность. Вопрос в том - какой. IPO в Лондоне даст возможность "Суалу" получить инвестиции и поднять свои кредитные рейтинги. Но при этом производственная база компании останется прежней. От слияния с "Русалом" компания Вексельберга получит и инвестиции и возможность развития.
Компании вполне органично дополнят друг друга. Вексельберг объяснял желание найти для "Суала" стратегического инвестора тем, что в этой отрасли промышленности "размер имеет значение". По мнению предпринимателя, только крупные компании могут сохранять высокий уровень рентабельности на алюминиевом рынке.
"Русал" обеспечен собственным сырьем примерно на 70 процентов, в то время как у "Суала" наблюдается нехватка перерабатывающих мощностей и избыток сырья. После слияния "Русал" сможет заняться переработкой сырья партнера.
Потенциальные стратегические партнеры являются "обычными" партнерами уже давно. Так, в 2005 году, "Русал" выкупил у "Суала" 50 процентов акций ЗАО "Коми-Алюминий", которая ведет проект по строительству бокситно-глиноземного комплекса в республике Коми стоимостью около 2 миллиардов долларов. Кроме того, компании планируют на пару инвестировать средства в строительство АЭС на западе страны.
Впрочем, по данным газеты "Коммерсант", на первом этапе слияния в объединенную компанию не войдет ни "Коми Алюминий", ни принадлежащий "Суалу" Запорожский алюминиевый комбинат на Украине. Несмотря на это, источники газеты оценили стоимость активов компании Вексельберга в 5,5 миллиарда долларов. В новой компании Олегу Дерипаске достанется 75 процентов. На долю Виктора Вексельберга придется оставшиеся 25 процентов акций. Таким образом, предполагается, что совместная компания будет стоить 22 миллиарда долларов. Такие цифры вызвали некоторое недоумение у аналитиков, которые считают, что компания "потянет" максимум на 17 миллиардов долларов. Возможно, что Виктор Вексельберг получит от "Русала" премию за то, что компания Дерипаски станет лидером на мировом рынке алюминия.
На веб-сайте "Русского алюминия" заявлена "амбициозная цель" - к 2013 году компания намерена выпускать до 5 миллионов тонн алюминия в год. При слиянии с "Суалом" добыча первичного алюминия "Русала" увеличится на 1 миллион тонн в год до 3,7 миллиона тонн. А там уж и до 5 миллионов тонн в год рукой подать. Теперь осталось подождать до октября 2006 года и узнать, чем же закончатся поиски стратегического партнера для "Суала". Именно в октябре ожидается официальное заявление компаний о слиянии.
Новая компания станет монополистом на российском рынке. Впрочем, это для слияния "Русала" и "Суала" не критично. В России спокойно действует ряд государственных монополий - создание еще одной, только частной, государству уже не повредит. И хотя, по законодательству, слияние частников должна оспорить ФАС, она, скорее всего его одобрит. По данным источников газеты "Коммерсант", разрешение на сделку может быть выдано, если она укрепит позиции российских производителей на мировом рынке. А она укрепит и еще как укрепит.
Владимир Путин в своем послании федеральному собранию в 2006 году заявил, что власть рассчитывает "на рост предпринимательской инициативы" и будет создавать для этого условия. Президент тогда отметил, что в России есть предприятия, которые на мировом рынке вполне конкурентоспособны. При этом он упомянул "Газпром", который в 2006 году уже два раза залезал на третье место в мире по объемам капитализации. Президенту, если он в очередной раз захочет похвастаться успехом российских компаний на международном рынке, слияние "Русского алюминия" и "Суала" будет весьма кстати.