Экономика
23:09, 23 августа 2006

Проживем без нефти Минфин решил не надеяться на нефтедоллары

В августовском номере журнала "Вопросы экономики" появилась статья министра финансов РФ профессора Алексея Кудрина. В ней чиновник довольно жестко обосновывает необходимость верстки бюджета без учета нефтяных сверхдоходов. Показательно и название самой статьи: "Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России".

Высокопоставленный автор предлагает как можно сильнее ослабить зависимость России от нефти. Действительно, вряд ли в современном устройстве российской экономики есть что-то более расхолаживающее, чем благоприятная конъюнктура на нефтяных рынках. Именно благодаря тому, что цена барреля нефти плавает в диапазоне от 70 до 80 долларов, правительство страны изыскивает дополнительные средства на социальные программы и то, что называют нацпроектами.

Болезнь, которую условно можно назвать "кутежной", состоит в беспечном расходовании бюджетных средств (и ежегодном повышении планки бюджетных расходов). Она уже серьезно затронула российскую экономику, вроде бы стремительно шедшую на поправку с памятного многим 1998 года. Дошло до того, что впервые более чем за пять лет бюджет был сверстан условно-дефицитным - то есть формально будучи профицитным, он уходит в минус, если отбросить средства Стабфонда. Чтобы понять, почему так получается, вспомним новейшую историю.

Рост объемов помощи некоторым отраслям промышленности и отдельным группам граждан осуществляется на нефтедоллары. Наша страна однажды уже попадала в подобную ситуацию - в семидесятых годах, в так называемую эпоху застоя, Советский Союз мог не только содержать огромный неэффективный аппарат бюджетных работников, но и вести дорогостоящие войны и оказывать не менее дорогостоящую помощь социалистическим государствам всего мира. Ухудшение конъюнктуры на нефтяных рынках нанесло по стране сокрушительный удар, выразившийся в огромных долгах, системном кризисе и неконкурентоспособности промышленности. Нехватка средств ухудшила качество экономических связей плановой экономики, а это, в свою очередь, обрушило административную систему.

Как известно, история повторяется дважды - один раз как трагедия, а во второй - как фарс. Сейчас объем нефтяных доходов таков, что российская экономика просто не успевает их переваривать. Для того, чтобы исправить ситуацию, был создан Стабилизационный фонд, выполняющий одновременно роль неприкосновенного запаса и стерилизатора излишней денежной массы. В случае, если средства фонда допустить "внутрь" экономики, произойдет сразу несколько неприятных вещей. Самой заметной из них будет рост цен.

К сожалению, многие политики используют парадоксальную стерилизационную функцию Стабфонда в собственных целях, предлагая поделить то, что якобы лежит без дела. В этом случае они используют бытовую логику, понятную избирателям, и сравнивают несравнимое (например, экономики Ближнего Востока и России; впрочем, это тема для особой статьи).

Нелишне напомнить, что нет особой разницы между тем, откуда приходят сверхдоходы - от экспорта ли нефти, газа, металлов или, например, алмазов. Просто исторически сложилось так, что в определении Стабилизационного фонда (глава 13 Бюджетного кодекса) прописали именно доходы от нефти. Давно идет речь о включении в сверхдоходы средств от продажи газа.

Кроме того, на заседании правительства министр финансов попросил Михаила Фрадкова поручить Минфину, Минэкономразвития и Банку России рассчитать максимально допустимый объем доходов от продажи нефти и газа, и закрепить законодательно эту цифру в качестве лимита расходования.

На сторону Минфина встали и депутаты. Ожидается, что бюджет-2007, в который уже заложены некоторые защитные меры для российской экономики, без труда пройдет все четыре чтения. Но даже такой компромиссный (а с другой стороны жесткий - некоторым членам правительства не выделили десятки миллиардов рублей) бюджет, если из него изъять нефтяные сверхдоходы, окажется в дефиците на 5,4 процента ВВП.

Правда, и министры, которым в 2007 году недодали бюджетных средств, к 2008 году, году выборов, будут более подготовленными. И затребуют больше средств на улучшение жизни избирателей, а затем - еще больше на оздоровление экономики. Остается лишь пожелать Минфину удачи в его нелегком деле.

Евгений Лисицын

< Назад в рубрику