Мир
00:01, 29 августа 2006

"Мы выиграли эту войну" The Sunday Times об итогах ливано-израильского конфликта

Воскресное приложение к британской газете The Times опубликовало статью, авторы которой рассказали о просчетах и ошибках, допущенных израильским военным руководством в ходе недавней 34-дневной войны в Ливане против радикальной шиитской группировки "Хизбалла". Опираясь на свидетельства очевидцев того, как вели себя генералы и политики, а также на интервью с непосредственными участниками боевых действий, авторы британские журналисты пришли к выводу, что в результате последней войны граждане Израиля почувствовали себя в гораздо меньшей безопасности, чем раньше. Lenta.Ru приводит собственный перевод публикации в The Sunday Times на русский язык.

Унижение супервойск подорвало боевой дух израильской армии

В командном бункере ВВС, закопанном на сотни футов в землю под Тель-Авивом, собрались высшие офицеры, чтобы руководить действиями войск в первый день войны против "Хизбаллы". Было 12 июля, и израильские самолеты готовились разбомбить нервный центр военного командования "Хизбаллы" в южном пригороде Бейрута.

Среди офицеров, нервно куривших в ожидании новостей, присутствовал 58-летний генерал-лейтенант Дан Халуц, бывший отважный летчик-истребитель в арабо-израильской войне 1973 года, ставший главой Генерального штаба за год до нынешних событий, а теперь готовившийся к самому главному испытанию в своей карьере.

Над Средиземным морем, к западу от Бейрута, элитная эскадрилья многоцелевых истребителей F-15I заканчивала последние приготовления перед нанесением удара высокоточными боеприпасами по нацеленным на Тель-Авив ракетам дальнего действия "Зильзаль", полученными "Хизбаллой" из Ирана.

Незадолго до полуночи в бункере под Тель-Авивом услышали, как командир эскадрильи отдал приказ "Огонь!". Через несколько секунд первые ракеты и пусковые установки "Хизбаллы" взлетели на воздух. Тридцать девять долгих минут спустя в эфире снова послышался голос командира эскадрильи: "Пятьдесят четыре пусковые установки уничтожены. Возвращаемся на базу".

Халуц с облегчением улыбнулся и позвонил Эхуду Ольмерту, премьер-министру страны, который, сидя с любимой сигарой у красного телефона спецсвязи, ожидал звонка в своей иерусалимской резиденции.

"Все ракеты дальнего действия уничтожены, - горделиво заявил Халуц. Немного помолчав, он произнес еще четыре слова, которые преследуют его с тех пор: "Мы выиграли эту войну".

Все по сюжетам

  • Израиль подводит итоги войны
  • Война в Ливане
  • Израильское вторжение в Ливан
  • Как раз в те минуты, когда Халуц объявлял о победе, 12 израильских солдат из разведывательного подразделения "Маглан", едва успевшие перейти ливано-израильскую границу и подойти к деревне Марун а-Рас, попали в засаду.

    "Мы даже не поняли, кто на нас напал, - рассказал один из солдат, просивший называть его только по имени - Гэд. - Через несколько секунд у нас было уже двое убитых".

    Унося еще нескольких раненых, бойцы "Маглана", одного из лучших подразделений Армии обороны Израиля, вынуждены были отступить перед лицом поразившей их стойкости и плотности огня боевиков "Хизбаллы".

    "Очевидно, они никогда не слышали о том, что арабский солдат должен бежать после первого же столкновения с израильтянами", - сказал Гэд.

    На похоронах израильского солдата, погибшего в Ливане уже после установления перемирия. Фото AFP
    Lenta.ru

    "Мы ожидали увидеть палатку и три автомата Калашникова - такие разведданные нам передали. Вместо этого мы обнаружили стальную гидравлическую дверь, которая вела в хорошо укрепленную сеть туннелей".

    Когда рассвело, бойцы "Маглана" снова попали под перекрестный огонь боевиков "Хизбаллы", которые прекрасно знали каждый сантиметр местности и максимально использовали это преимущество.

    Командующий Северным округом ЦАХАЛа генерал-лейтенант Уди Адам не мог поверить, что его лучшие солдаты так быстро попали в ловушку. Не мог поверить этому и командующий Генеральным штабом.

    "Что случилось с "Магланом"?", - запросил он. "Они окружены, - тихо ответил Адам. - Я должен послать подкрепление".

    Пока подкрепление из бригады "Эгоц" готовилось овладеть Марун а-Расом, чтобы прийти на выручку своим, еще несколько солдат попали в другую засаду. В результате взводы из "Маглана" и "Эгоца" лишь после многочасового боя смогли унести своих раненых солдат и тела погибших на территорию Израиля.

    "Хизбалла" тоже понесла тяжелые потери, но оставшиеся боевики спрятались в свои туннели в ожидании новой схватки. В Тель-Авиве всем стало ясно, что, вопреки хвастливым заверениям Халуца, война предстоит тяжелая.

    Вскоре после начала этой войны от оптимизма начальника Генштаба не осталось и следа - равно как и от непобедимой репутации Армии обороны Израиля.

    Пять недель боевых действий, утверждают критики ЦАХАЛа, показали, что израильские военные тактически некомпетентны и стратегически недальновидны, а их прославленная разведка отнюдь не так хороша, как принято думать.

    Политическое руководство армии демонстрировало свою неуверенность. Командиры показали себя невыдержанными. Во многих случаях солдаты оказывались недостаточно обучены, а их снаряжение - некомплектным. Несмотря на многочисленные случаи личного героизма, часть войск ЦАХАЛа стояли на грани мятежа.

    На прошлой неделе Халуц в своем покаянном открытом письме солдатам ЦАХАЛа признал свои "ошибки, все до одной из которых будут исправлены". Пока совершенно неясно, сохранит ли Халуц за собой свою должность, чтобы иметь возможность исправлять эти ошибки.

    Все по сюжетам

  • Южный Ливан в ожидании миротворцев
  • Дипломатическая битва за Ливан
  • Скандалы в израильском руководстве
  • В то время как на прошедшей неделе все громче раздавались призывы - не в последнюю очередь от родственников 117 погибших израильских солдат - к отставке тех, кого считают ответственными за все промахи и неудачи, Ольмерт назначить расследование методов руководства военной операцией. Согласно последним опросам, 63 процента израильтян считают, что Ольмерту следует уйти в отставку, 74 процента желают отставки министра обороны Амира Переца, 54 процента хотят, чтобы ушел Халуц.

    "Над Ольмертом нависла серьезная опасность получить вотум недоверия от членов Кнессета, - говорит Ханан Кристал, ведущий политический аналитик. - Государственная комиссия даст ему от четырех до шести месяцев испытательного срока".

    А тем временем израильская общественность пытается примириться с мыслью о том, что безопасность их страны может оказаться в зависимости от способности международных миротворческих сил под руководством Франции разоружить боевиков "Хизбаллы" в Южном Ливане. В дополнение к 7000 солдат, уже обещанных странами - членами ЕС, в ООН поступили предложения об отправке контингентов из нескольких мусульманских стран, некоторые из которых даже не признают Израиль. Непохоже, чтобы миротворцы смогли набрать полную силу раньше, чем через пару месяцев.

    Индийские миротворцы уже заняли свой пост в Южном Ливане. Фото AFP
    Lenta.ru

    При этом много внимания привлекают вопросы о местах дислокации миротворческих частей и особенно - об очевидном предпочтении, которое Израиль отдает своим военно-воздушным силам под командованием Халуца.

    Критики Халуца, бывшего командующего ВВС страны, уверены, что он должен был начать наземную операцию с применением значительно большего количества войск, чтобы вытеснить боевиков "Хизбаллы" из приграничных районов, где они продолжали действовать до самого конца 34-дневного военного конфликта.

    "Авиация может лишь поддерживать наземные войска; она не способна выиграть войну - ни одну войну вообще", - заявил на прошлой неделе один отставной израильский офицер.

    Еще один повод для критики израильского командования - значительно лучшая, по сравнению с ожиданиями, подготовленность "Хизбаллы" к войне. Боевики радикальной шиитской группировки в среднем ежедневно обстреливали Израиль двумя сотнями ракет. Они с убийственным профессионализмом пускали в ход современное противотанковое оружие и произвели впечатление на своих противников умением сохранять хладнокровие под огнем и готовностью принять "мученическую" смерть в бою.

    По-видимому, используя навыки, полученные у своих иранских спонсоров, они даже сумели взломать коды и отслеживать постоянно меняющиеся частоты израильских военных радиостанций, перехватывая сообщения о все новых и новых потерях, которые несли солдаты ЦАХАЛа. Это позволило боевикам захватить преимущество в медиа-войне, так как именно "Хизбалла" первой сообщала о погибших израильтянах.

    "Они прослушивали наши секретные радиопереговоры самым профессиональным образом, - признался один израильский офицер. - Когда у нас были потери, подразделение, сражавшееся на передовой, немедленно передавало в штаб свои координаты и номер. "Хизбалла" перехватывала это сообщение и тут же посылало его телеканалу "Аль-Манар", который транслировал его буквально в режиме он-лайн, задолго до того, как о погибшем сообщало официальное израильское радио".

    Судя по всему, командиры "Хизбаллы" разделили трехмильную зону, тянущуюся вдоль ливано-израильской границы, на множество "смертельных коробок". Каждая "коробка" в классических партизанских традициях была уснащена подрывными минами-ловушками, наземными минами и даже видеокамерами для слежения за каждым шагом наступающей израильской армии.

    Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт на борту вертолета. Фото AFP
    Lenta.ru

    "Наши генералы упрямо лезли в ловушки "Хизбаллы", - рассказал Рафаэль, майор-резервист из пехотного батальона. - Они хотели, чтобы мы атаковали каждую встречную деревню без всяких к тому причин. Именно этого и хотела от нас "Хизбалла"- они хотели втянуть нас в максимально возможное число мелких стычек, чтобы в каждой из них наносить нам потери".

    Особое беспокойство израильским военным доставляли потери, понесенные от применения противотанковых ракет российского производства. Радарная защита израильского производства, получившая кодовое наименование "Летный костюм" (Flying Jacket) стоимостью в 200 тысяч фунтов стерлингов (около 380 тысяч долларов США - прим. "Ленты.ру"), была установлена всего на четырех танках. Ни один из них не пострадал от противотанковых ракет.

    Зато боевики "Хизбаллы" подбили 46 танков, на которых не было подобной защиты. "200 тысяч фунтов на каждый танк - это не бог весть какие деньги для Израиля", - с горечью заметил один источник в военном ведомстве Израиля.

    В то время как регулярные израильские войска были укомплектованы вполне нормально, резервисты страдали от недокомплекта. "Мы явились на склады и обнаружили, что ящики с нашим боевым снаряжением вскрыты и имущество отдано регулярным войскам, - рассказал Моше, военнослужащий из бригады "Александрони". - Естественно, никакого снаряжение никто нам так и не возвратил".

    Бойцы "Александрони" воевали на западе, неподалеку от побережья, и поначалу проявили себя неплохо. Но их подвела логистика. "У нас не было свежей воды, потому что подвозить ее морем было слишком опасно. - добавил Моше. - Стыдно признаться, но мы вынуждены были пить воду из фляжек убитых боевиков "Хизбаллы" и ходить в местные магазины за продуктами".

    Израильское командование вознамерилось во что бы то ни стало уничтожить оплот "Хизбаллы" в Бинт Джибейл, символически значимом месте для противника. Именно там Сайед Хасан Насралла, генеральный секретарь "Хизбаллы", произнес свою ключевую речь после того, как в 2000 году, после 18 лет оккупации, израильские войска ушли из Ливана. Выступая в Бинт Джибейле, Насралла заявил тогда, что Израиль будет уничтожен. Теперь израильские власти захотели показать ему, как серьезно он ошибся.

    "Захватите Бинт Джибейл", - сказал Халуц Адаму, командующему Северным округом. По свидетельству очевидцев, Адам ответил: "Постой, Халуц. Ты знаешь, что это означает? Тебе известно, что в одном только касбахе (старом квартале) Бинт Джибейла почти пять тысяч домов? И ты хочешь, чтобы я послал туда один батальон?".

    Тем не менее Адам выполнил приказ и направил в героическое, но бесполезное сражение 51-й батальон из бригады "Голани".

    Когда израильские солдаты подошли к городу с востока, они угодили прямо в засаду. Боевики подорвали ручными гранатами командиров батальона. Пришлось начинать спасательную операцию, которая длилась всю ночь.

    Боевики "Хизбаллы" получили отпор и отступили, решив дождаться прибытия израильских подкреплений. Бригадный генерал Гал Хирш, командующий 91-й Галилейской дивизией, провозгласил: "Мы взяли Бинт Джибейл". На следующий день погибли новые израильские солдаты, попавшиеся в ловушку "Хизбаллы".

    Министр обороны Израиля Амир Перец выступает перед солдатами на военной базе. Фото AFP
    Lenta.ru

    Израильские СМИ начали нападать на армию. "Идиотские военные маневры", - такими словами подвел итог ливанской кампании один комментатор на TV1, государственном телеканале. Затем начались трения среди генералитета. Халуц направил своего заместителя генерал-майора Моше Кальпински в качестве собственного полномочного представителя на север, поставив его над Адамом.

    Адам пригрозил отставкой, если Кальпински начнет отдавать приказы его войскам. Несмотря на угрозу, Кальпинский стал командовать. Адам не уволился, но заявил, что скоро предаст гласности свою версию нынешней кампании.

    В строй были призваны относительно необученные резервисты. 27-летний Одед, резервист из Иерусалима, военнослужащий пехотной бригады, был одним из них. "За прошедшие шесть лет я провел на учениях всего неделю", - рассказал он.

    "Вскоре после того как мы прибыли на позиции, поступил приказ захватить соседнюю шиитскую деревню. Мы знали, что недостаточно обучены для выполнения такой задачи. Мы заявили командованию, что способны держать эту деревню под прицелом и что незачем ее занимать и погибнуть ни за что".

    "К счастью, нам удалось убедить нашего командира", - заключил он с тенью улыбки.

    В недостаточной подготовленности своего подразделения Одед винит последнюю палестинскую интифаду. "Все последние шесть лет мы участвовали в дурацких полицейских рейдах на Западном берегу", - говорит он. - Блокпосты, беготня за арабскими детьми, швыряющимися камнями, и прочая ерунда в том же духе. В результате мы оказались неготовы к столкновению с настоящим противником, таким, как боевики "Хизбаллы".

    В тот день, когда хаос в Бинт Джибейле достиг своего пика, Амир Перец, новый и неопытный министр обороны, вылетел на северную границу для встречи с резервистами, готовыми выступить в бой.

    Авив Вассерман, майор-резервист из 300-й бригады, собиравшийся приступить к подготовке докторской диссертации в Лондонской школе экономики, попросил Переца не бросать их в "ненужные авантюры".

    Лейтенант Адам Кима из инженерного батальона был охвачен куда более мятежным настроением, когда ему приказали взять людей и очистить дорогу, ведущую из Бинт Джибейла на запад. Изучив план, Кима отказался выполнять приказ - до этого там уже погибли 10 израильских солдат. "Нам с идиотским упорством говорили, что все нормально - мы не встретим там никаких боевиков "Хизбаллы, - рассказал капрал Нимрод Дискин, один из подчиненных Кимы. - У нас не было необходимого снаряжения для очистки дороги. Мы не были подготовлены для выполнения такой задачи".

    Израильский танкист вернулся домой. Кирьят-Шмона, фото AFP
    Lenta.ru

    Когда командующий бригадой понял, что Кима и его солдаты отказываются выполнять приказ, он вызвал военную полицию. Бунтовщиков приговорили к двум неделям тюрьмы, хотя они и были отпущены через несколько дней. Солдаты, большая часть из которых - отцы малолетних детей, уверены, что Кима спас им жизнь.

    "Я заметил, что в израильской армии начались странные вещи, о которых мне никогда не приходилось слышать раньше, - заявил Кима на прошлой неделе, выступая по израильскому телевидению. - Когда я учился военному делу, я привык к мысли о том, что если командир говорит "В атаку!", он первым встает и бросается на врага. А мой батальонный командир постоянно отсиживался за спинами своих солдат, а командир бригады так и вовсе ни разу не пересек границы Ливана".

    По мере того, как разворачивалась кампания, отдельные офицеры-ветераны все больше теряли терпение, видя неопытность начальника Генштаба и министра обороны. "Что вы делаете в Ливане, скажите, ради бога?, - спросил генерал Шауль Мофаз, бывший министр обороны, у Ольмерта. - Зачем вы пошли в Бинт Джибейл? Это же была ловушка, приготовленная "Хизбаллой".

    Мофаз предложил старый план, разработанный в штабе ЦАХАЛа для проведения молниеносной войны против "Хизбаллы" - он предусматривал выход к стратегически важной реке Литани за 48 часов и полный разгром боевиков в последующие шесть дней. Ольмерт одобрил план, но Перец не оценил вмешательства своего предшественника и отверг его.

    Ольмерт, судя по всему, потерял уверенность и начал отдавать противоречивые приказы. "Наша задача менялась два-три раза в день", - пожаловался один из солдат.

    Многих израильтян возмутил тот факт, что легендарная оборонительная мощь их армии была рассеяна. Хотя "Хизбалла" потеряла четверть своих бойцов, а также свои военные базы в Бейруте и бункеры на юге, жители Израиля теперь чувствуют себя в меньшей безопасности.

    Они слышали, как президент Сирии Башар Асад предупредил, что может отбить Голанские высоты силой, и как иранцы выступили с угрозами, в случае, если США нападут на них, в ответ обстрелять Тель-Авив баллистическими ракетами.

    В последний день войны Халуц сидел в своем знаменитом бункере командования ВВС в Тель-Авиве, ожидая результатов массированного авианалета на Ливан. В это время пришла новость о том, что ракета "Хизбаллы" сбила вертолет CH-53 "Си Стеллион". По словам очевидцев, Халуц почувствовал себя совершенно разбитым, и лично, и профессионально.

    Возможно, Халуц и его политические хозяева доживают во власти последние дни. Израильская элитные подразделения - эскадрильи истребителей и части спецназа - могут по-прежнему оставаться лучшими в мире, но Ближний Восток увидел посредственный уровень большей части Армии обороны Израиля.

    Израильтяне могут забыть и простить многое, но не открыто признаваемое поражение армии, которая внушала уважение всему миру и внезапно утратила способность вселять своими ударами страх во врага.

    The Sunday TimesПеревод с английского языка "Ленты.ру"

    < Назад в рубрику