На открывающемся 30 августа Венецианском кинофестивале представлены фильмы самых разных жанров - от политических драм и военных трагедий до фантастических антиутопий и гангстерских боевиков. Самые ожидаемые картины представлены не только в основном конкурсе, но и в параллельных программах.
У всех фильмов основного конкурса, а их в 2006 году 21, в Венеции состоятся мировые премьеры. Это составляет предмет особой гордости Марко Мюллера, художественного директора "Мостры". Он признает, что обилие премьер таит в себе риск, но тем интереснее: "Фестиваль - это способ познакомить аудиторию с новыми картинами".
Отборщики фестиваля явно чувствовали себя легко и свободно и не ставили себе узких рамок. В результате, в основную программу попал полнометражный мультфильм, что само по себе редкость. Речь идет о "Paprika" Кона Сатоши, автора культовых в кругу поклонников жанра аниме картин, вроде "Perfect Blue" ("Истинная грусть"). Если бы лентой Сатоши все ограничилось, то это было бы полдела. Но в том же конкурсе оказался и фильм "Mushi-shi" учителя Сатоши - Кацухиро Отомо, правда, не анимационный, а игровой, но в основе его лежит комикс-манга, впоследствии переделанный в успешные мультфильмы-аниме и телесериал.
Две из пяти конкурсных американских картин оказались фантастическими: "The Fountain" ("Источник") Даррена Аронофски с Хью Джекманом и Рейчел Вайс в главных ролях и "The Children of Men" ("Дети человеческие") Альфонсо Куарона с Клайвом Оуэном, Майклом Кейном и Джулианной Мур.
Еще два фильма из США оказались связаны между собой тематически: "Black Dahlia" Брайана Де Пальмы (очевидно, российские прокатчики перевели название картины как "Черная орхидея" из-за грамматических трудностей; в оригинале имеется в виду георгин) и "Hollywoodland" Аллена Коултера. В обеих картинах расследуются истории убийства актеров в Голливуде, только у Де Пальмы - несостоявшейся кинодивы, а у Коултера - звезды телевидения. Выбор каждого из режиссеров не случаен: кому как не Де Пальме знать, как работает большая киноиндустрия, а Коултеру прекрасно известна вся подноготная телепроектов (он работал над "Секретными материалами", "Кланом Сопрано", "Сексом в большом городе").
Пятый американский участник "Мостры" - Эмилио Эстевес, только что завершивший съемки околополитической драмы "Bobby" ("Бобби") об убийстве сенатора Роберта Кеннеди. Картину уже прочат в фавориты оскаровской гонки-2007. С этой лентой невольно сближается картина англичанина Стивена Фрирза "The Queen" ("Королева"). Фрирз решил перенести на экран обстоятельства семейного кризиса в британской монаршей семье после гибели принцессы Дианы. Одни только темы этих фильмов способны привлечь внимание массового зрителя, не говоря уже об актерах первой величины - Энтони Хопкинса у Эстевеса или Хелен Миррен у Фрирза.
Европейское континентальное кино представлено в Венеции двумя французскими, тремя итальянскими, одной бельгийско-франко-люксембургской, одной австрийской и одной нидерландской лентами. Галлов представляют Ален Рене с "Coeurs" (в английском переводе "Private Fears in Public Places") и Бенуа Жако с "L'intouchable" ("Неприкасаемый"). Нельзя не вспомнить, что как раз 45 лет назад Рене, классик "новой волны", получил "Золотого льва" за картину "В прошлом году в Мариенбаде".
Классик голландского кино всех жанров Пол Верхувен привезет на "Мостру" свою военную драму "Zwartboek" ("Черная книга") о Сопротивлении, и, судя по синопсису, у него получилось что-то нетривиальное и своевременное.
В конкурс "Мостры" попал фильм гонконгца Джонни То "Fangzhu" (в английском переводе "Exiled"). Этого признанного на родине классика гангстерской драмы усердно возят в последние годы на европейские фестивали, но лавров нового "бруталиста", вроде корейца Пак Чхан-Ука, он до сих пор не снискал.
Россия по-прежнему пользуется вниманием со стороны Марко Мюллера и его коллег: пятый год подряд отечественный фильм попадает в основной конкурс. В этот раз отобрана "Эйфория" Ивана Вырыпаева, показанная только на последнем "Кинотавре". Эта дебютная драма молодого театрального режиссера произвела очень хорошее впечатление на критиков. У нее есть только один недостаток с точки зрения претензий на Гран-при: там тоже есть большая вода, лодка и смерть, что наверняка напомнит венецианскому жюри о "Возвращении" Андрея Звягинцева.
Присутствие отечественных фильмов в Венеции не ограничивается лентой Вырыпаева. Так, "Остров" Павла Лунгина закроет кинофестиваль, а "Свободное плавание" Бориса Хлебникова представлено в конкурсе программы "Горизонты". Почти два десятка музыкальных фильмов составили спецпроект "Тайная история российского кино" - от "Веселых ребят" Александрова до "Черемушек" Герберта Раппопорта.
Новейший фильм Дэвида Линча "Inland Empire" ("Внутренняя империя") будет показан впервые как раз в Венеции, и синефилы ждут его с нетерпением. Режиссер говорил, что снимал картину без сценария и до последнего момента не знал, что у него получится. Англичанин Кеннет Брана привезет "The Magic Flute", свою киноверсию оперы Моцарта "Волшебная флейта".
97-летний португалец Мануэль де Оливейра покажет в Венеции свой новый фильм "Belle Tojours" ("Всегда красавица") - приношение не только Луису Бунюэлю и его "Дневной красавице" ("Belle de Jour"), получившей "Золотого Льва" в 1967-ом, но и председателю нынешнего жюри фестиваля Катрин Денев, сыгравшей в этой картине.
Накануне открытия "Мостры" в прессе бурно обсуждаются перспективы ее нового "соперника" - Римского кинофестиваля, который впервые состоится в октябре 2006 года. И все-таки о конкуренции говорить преждевременно: такую элегантную разношерстность в рамках одного кинофорума могут собрать только закаленные аристократы духа. Море грозит Венеции с самого ее основания, но безуспешно, куда уж до него городу, пусть и Вечному.
Юлия Штутина