Интернет и СМИ
23:38, 1 сентября 2006

Ящик гармонии В новом телесезоне российские каналы уделят особое внимание развлекательным программам

На состоявшейся в четверг в Театре "Школа драматического искусства" презентации нового телесезона СТС полуторачасовая речь генерального директора канала Александра Роднянского вызвала необычайное оживление в первых рядах партера. Там руководство телеканала собрало своих самых известных ведущих, и некоторых из них явно веселили результаты IPO телеканала, разноцветные графики и пространные комментарии генерального директора Александра Роднянского. О чем перешептывались первые ряды, на отведенных для журналистов местах слышно не было, но некоторые из заявлений менеджера, действительно, звучали немного двусмысленно. "Успех СТС связан с умением ответить на вызов времени", - уверял генеральный директор канала. До "Первого развлекательного" с премьерами нового телесезона журналистов познакомили другие телеканалы. Как оказалось, многие не прочь ответить на тот же вызов, что и СТС. На порядок меньше оказалось желающих продолжить славные традиции тележурналистики.

До СТС считалось, что без хорошо налаженной службы новостей нельзя добиться хороших рейтингов. Развлекательный телеканал доказал, что это не так. В прошлом сезоне сериал "Не родись красивой" собирал у телевизоров до трети всей российской аудитории. В январе-мае 2006 года по популярности у интересной для рекламодателей возрастной группе от 6 до 54 лет "Первый развлекательный" шел следом за телеканалом "Россия", оставив позади НТВ. В этом сезоне опыт СТС явно учитывают его конкуренты. Так, получившие признание в России именно благодаря СТС ситкомы (жанр, в котором смеются за кадром) в этом году появились на "Рен ТВ" и "ТВ Центре".

На самом СТС новый телесезон называют жизнью после "Не родись красивой" и надеются на то, что хотя бы один из новых сериалов "выстрелит" не менее удачно. На место Кати Пушкаревой в сердцах зрителей СТС претендуют герои сразу трех комедийных драм (драмеди): "Петя Великолепный" (о покоряющем Москву провинциале), "Кадетство" (о кадетах Суворовского училища) и "Семейство Бобовых" (о шофере, который неожиданно стал у руля гламурного бизнеса). Успех ситкома "Моя прекрасная няня" попытаются закрепить сериалы "Папа на все руки" и "Вся такая внезапная". И наконец, последняя крупная премьера СТС в новом сезоне шоу "Слава Богу, ты пришел!" - адаптация австралийского шоу Thanks God You`re Here. Герои этой передачи - актеры, спортсмены, писатели - будут наряжаться в специально сшитые костюмы и импровизировать на заданную тему.

Серьезную надежду на западные форматы развлекательных программ также возлагает "ТВ Центр". Как рассказали в начале лета в интервью "Известиям" советник гендиректора ТВЦ Влад Ряшин и генпродюсер канала Александр Олейников, вещатель покупает несколько иностранных передач. В их числе реалити-шоу American Inventor, участники которого ищут нестандартные идеи, программу с участием подзабытых исполнителей популярной музыки Big Comeback. У украинцев заимствуется уличный песенный конкурс "Караоке на майдане" (в российском эфире он получит название "Караоке на Арбате"). В эфире "ТВ Центра" появились сразу две праймовые линейки сериалов, ежедневное вечернее ток-шоу "Ключевой момент" с Ольгой Кабо, целый блок развлекательных, музыкальных программ, ситком "Золотая теща". Руководство канала надеется на то, что новая сетка вещания позволит омолодить аудиторию. Особые надежды на телеканале возлагают на женскую аудиторию.

Горячей любовью к представительницам женского пола в этом сезоне воспылали не только на "ТВ Центре". Серьезные планы на женщин и у "Рен ТВ". На канале стартуют сразу две линейки праймовых ситкомов – "Трое сверху" и "Братья по-разному". Готовы к эфиру вечернее шоу "Ретромания", телевикторина "Большие мозголомы", юмористические программы "Схема смеха", "Улица Гоголя", реалити-шоу "Красавицы и умницы" и "Суперняня". Всего 20 наименований. Число новинок на федеральных каналах не так обширно. Телеканал "Россия" осенью запускает несколько новых сериалов и два развлекательных шоу. Зрители увидят продолжение "Танцев со звездами" - "Танцы на льду", а также "Форт Баярд", который после продолжительного перерыва снова окажется оккупирован русскими, в этот раз - "звездами". На "Первом канале" также ставят на знаменитостей - осенью стартует программа "Звезды на льду".

На НТВ пока не готовы делиться подробностями подготовки к новому сезону. Однако просочившиеся в СМИ сведения об уходе с телеканала нескольких ведущих сотрудников (в том числе Павла Лобкова и Асет Вацуевой) свидетельствуют о том, что серьезных прорывов в документалистике от бывшего законодателя журналистской моды в этот раз ждать не стоит.

Небольшим утешением, возможно, станет возвращение на "Первый канал" Светланы Сорокиной, которая после закрытия "Основного инстинкта" была вынуждена переквалифицироваться в радиоведущие. Впрочем, о полноценной реабилитации журналистки речи не идет - в этом телесезоне она дебютирует в программе "Будьте добры", которая будет посвящена социально-значимым, но не политическим темам. ВГТРК, серьезно перетряхнувшая свои новости в прошлом сезоне, в этом сезоне решила обойтись без серьезных нововведений. Изменения коснутся лишь информационного телеканала "Вести". С 10 минут до получаса будут увеличены вечерние информационные выпуски, которые идут с 18:00 до полуночи, также появится программа, посвященная исключительно экономическим новостям. Изменения в общественно-политическом вещании "Рен ТВ" ограничатся увеличением на полчаса итоговой программы Марианны Максимовской. Серьезные перетасовки информационных и аналитических программах произошли только на "ТВ Центре". На канале появились новые программы, например "В центре внимания с Анной Прохоровой", а основной акцент в информационных передачах были перенесен с московских на федеральные события, появилась программа репортажей.

В целом же, новый телесезон закрепляет тенденцию предыдущих - бум развлекательных программ в сочетании со стагнацией в тележурналистике. А значит девальвация телевидения как СМИ продолжится. Если верить исследованиям, результаты которых на пресс-конференции в четверг приводил Роднянский, среди зрителей телеканала номер четыре в России практически нет тех, кто обращается к нему за информацией или авторитетным мнением. Аудитория канала считает его, во-первых, средством отдыха, во-вторых, "источником для поддержания активности и энергии" и, в-третьих, средством создания гармонии в семье. При этом зрители уверены, что среди аудитории СТС немало людей весьма преуспевающих. Роднянский приводил эти данные для того, чтобы убедить журналистов в цельности бренда СТС. И все-таки, как так получилось, что с успешными людьми стало ассоциироваться СМИ, в котором нет информации, которая помогает добиваться успеха? Только ли Роднянского благодарить за это?

Владимир Моторин

< Назад в рубрику