Россия
23:37, 8 сентября 2006

Испытание падением Неудачный пуск "Булавы" не отразится на планах модернизации СЯС РФ

Испытательный пуск российской баллистической ракеты "Булава" (SS-NX-30 по западной классификации), осуществленный в четверг 7 сентября 2006 года с борта атомного подводного крейсера стратегического назначения "Дмитрий Донской", окончился неудачей. Пролетев всего несколько минут, ракета отклонилась от траектории и упала в море. По предварительным данным, причиной аварии послужил сбой в программе. Несмотря на неудачный пуск, техника и вооружение на борту субмарины не пострадали. В настоящее время "Дмитрий Донской" в подводном положении направляется на свою базу в Северодвинск. По словам помощника главкома ВМФ капитана первого ранга Игоря Дыгало, после возвращения подлодки на базу специальная комиссия займется детальным расследованием причин неудачного пуска. Дыгало также добавил, что "такие моменты случаются в ходе летно-конструкторских испытаний".

Фатальная неизбежность или осечка?

Тем не менее некоторые наблюдатели считают сбой в программе испытаний вполне закономерным. Как пишет газета "Коммерсант", создание "Булавы" было связано с форс-мажорными обстоятельствами, желанием сэкономить не только время, но и деньги, в частности, за счет отказа от предварительных наземных испытаний и сокращения общего числа пусков. Последняя неудача может, тем самым, серьезно замедлить процесс постановки "Булавы" на вооружение новых крейсеров проекта 955 "Борей", специально строящихся под этот тип вооружений. Со своей стороны, один из руководителей международной экологической организации "Беллуна" бывший подводник Северного флота капитан 1-го ранга в отставке Александр Никитин заявил агентству "Интерфакс", что неудачные испытательные пуски в последнее время из единичных случаев превращаются в систему.

Однако применительно к испытаниям "Булавы" говорить о системе все же преждевременно. По крайней мере, предыдущие четыре запуска прошли нормально.

Первые, так называемые "бросковые", испытания "Булавы" были осуществлены 11 декабря 2003 и 23 сентября 2004 года с "Дмитрия Донского". Их задача заключалась, прежде всего, в проверке механизма выхода ракеты из шахты пусковой установки. Испытаний двигателей ракеты в данном случае не предусматривалось. В первом случае "Дмитрий Донской" выстрелил макетом в надводном положении, во втором - в подводном, выведя его на высоту, где должны включаться маршевые двигатели ракеты.

Летные испытания "Булавы" начались в 2005 году. Первый пуск, опять же с "Дмитрия Донского", произошел 27 сентября 2005 года из надводного положения. Преодолев более 11 тысяч километров, макет боеголовки успешно достиг назначенной цели на полигоне "Кура" на Камчатке. Второй пуск был осуществлен экипажем "Дмитрия Донского" 21 декабря 2005 года уже из подводного положения во время движения лодки. Пуск оказался удачным, боеголовки вновь поразили намеченные цели на камчатском полигоне.

Успеть на старт

Что касается форс-мажорных обстоятельств, то здесь также не все однозначно. Очевидно, что "Булава" была создана быстрее, чем баллистические ракеты предыдущего поколения. С учетом того, что окончательное принятие "Булавы" на вооружение планировалось осуществить к концу 2007 года, с момента ее создания пройдет всего семь лет, что, по оценке журнала "Военно-промышленный курьер" является рекордным даже для бывшего советского ВПК. Однако подобная "спешка" отчасти может быть объяснена достаточно серьезными объективными причинами как внутреннего, так и внешнего характера.

Баллистическая ракета «Булава». Фото с сайта mda.mil
Lenta.ru

Прежде всего, нужно обратить внимание на истечение срока эксплуатации и неизбежное старение в научно-техническом плане баллистических ракет, составляющих сегодняшнее вооружение российских подводных лодок. По словам бывшего командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова, на двух из трех стоящих на вооружении ВМФ РФ подводных ракетных крейсерах стратегического назначения проекта 941 "Акула" (по классификации НАТО "Тайфун") из сорока твердотопливных ракет Р-39 или РСМ-52 (SS-N-20 Sturgeon) осталось только десять. Остальные по причине ветхости были выгружены из шахт и направлены на утилизацию. На третьем головном крейсере проекта "Акула" "Дмитрии Донском" в 2002 году был проведен капитальный ремонт и установлены шахты для "Булавы". По другим данным, все подводные лодки класса "Акула", за исключением "Дмитрия Донского", вообще выведены из состава флота по причине истечения срока эксплуатации ракет.

Что касается жидкостно-реактивных баллистических ракет РСМ-54 "Скиф" (SS-N-23), также состоящих на вооружении подводных ракетоносцев ВМФ РФ класса "Дельфин" и "Кальмар", то последние их испытания в 2004 году во время военно-морских учений в Баренцевом море оказались неудачными. В течение двух дней сорвались все три намеченных пуска. Сначала не удалось запустить две ракеты с подводной лодки "Новомосковск", а днем позже, 18 февраля, ракета, запущенная с подлодки "Карелия", продержалась на траектории 98 секунд, после чего отклонилась от курса и была уничтожена автоматом самоподрыва. В данном случае, действительно, можно говорить о некоторой тенденции, которая ставит под вопрос дальнейшее использование этих ракет. По мнению журналиста Виктора Литовкина, если технические неполадки, которые привели к срыву пусков, так и не будут устранены, то не исключено, что и "Скифы" и оборудованные ими субмарины уже до 2012 года досрочно уйдут в отставку.

Таким образом, спешить есть куда, если принять во внимание, что, согласно договору СНВ-2, именно морская составляющая российской ядерной триады должна стать главным элементом программы ядерного сдерживания. "Булава" тем самым призвана не только заменить изношенные баллистические ракеты. Ее постановка на вооружение означает существенное изменение и обновление всей системы стратегических ядерных сил (СЯС) России.

Шахта баллистической ракеты на подводной лодке. Фото с сайта globalsecurity.org
Lenta.ru

Всем ракетам "Булава"

"Булава" предназначена для оснащения новейших атомных ракетоносцев четвертого поколения проекта 955 "Борей", способных нести по 12 таких ракет. В настоящее время в России строится три таких субмарины: "Юрий Долгорукий" (планируемый срок сдачи изначально был намечен на 2006, но потом перенесен на 2008 год); "Александр Невский" (срок сдачи 2010 год) и "Владимир Мономах" (срок сдачи 2011 год). Одной из отличительных конструкторских особенностей данных субмарин является то, что ракетные шахты будут расположены не вертикально, а под наклоном, что значительно облегчит запуск ракет в процессе движения лодки под водой.

Кроме того, принятие на вооружение "Булавы" является одним из ключевых моментов в процессе унификации сухопутных и морских межконтинентальных баллистических ракет, осуществляемом в соответствии с решением Совета безопасности РФ от 1999 года. Компоненты "Булавы" унифицированы с ракетой комплекса наземного базирования "Тополь-М" (SS-27). "Булава" и "Тополь-М" были созданы в "Московском институте теплотехники", возглавляемом генеральным конструктором Юрием Соломоновым. Обе ракеты собираются на Воткинском машиностроительном заводе, в Удмуртии. При этом за счет использования при создании "Булавы" унифицированных систем и блоков от "Тополя-М" достигается существенная экономия средств, что в условиях недостаточного финансирования ВПК является важным преимуществом. Сообщается, в частности, что благодаря "взаимозаменяемости" некоторых компонентов "Тополя" и "Булавы" специалисты Московского института теплотехники сэкономили около 12-15 миллиардов рублей - это составляет почти 40 процентов стоимости новой разработки подобной ракеты.

Немаловажным является также тот факт, что и "Тополь-М" и, соответственно, "Булава" были разработаны с учетом возможностей новой американской системы ПРО, к строительству которой США приступили после одностороннего выхода из договора по ПРО 1972 года. В отличие от большинства других баллистических ракет, "Булаву" очень сложно уничтожить на старте. Сразу же после пуска маршевый твердотопливный двигатель первой ступени способен разогнать ракету до такой скорости, что перехватить ее на начальной стадии полета будет невозможно. "Булава" проходит активный участок траектории в два - три раза быстрее, чем другие ракеты. Кроме того, ее боевые части могут самостоятельно маневрировать на траектории полета и проходить некоторые участки с гиперзвуковой скоростью. Оболочка ракеты выдерживает ядерный взрыв, произошедший на расстоянии 500 метров.

Российская подводная лодка проекта 941 «Акула» Фото с submarine.id.ru
Lenta.ru

Отступать некуда

Таким образом, значение "Булавы" для будущего российских СЯС весьма велико. Комментируя неудавшийся пуск ракеты, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил в пятницу 8 сентября 2006 года, что работы по ее постановке на вооружение ВМФ будут продолжены. Цель, предусматривающая создание в "установленные сроки и при минимально возможном уровне затрат ядерных подводных лодок", остается неизменной.

По словам Иванова, в самое ближайшее время будут приняты оперативные меры по "ряду направлений, обеспечивающих создание группировки подводных лодок в директивные сроки". В частности, МО РФ планирует большее внимание уделить координации деятельности многочисленных предприятий, занятых в программе обновления стратегической группировки ВМФ, и ужесточить контроль над расходом средств, выделяемых на создание подводных кораблей и их вооружений. Словом, из-за неудавшихся испытаний Россия не намерена пересматривать программу перевода своих СЯС на ракетные комплексы "Тополь" и их морской аналог "Булава", которые, по оценкам некоторых экспертов, могут стать основой СЯС РФ вплоть до 2040-2045 года.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику