Некто остроумный однажды заметил: "Говорить о музыке - это все равно что танцевать об архитектуре". Признавая, что писать о фотографии - это явление того же порядка, корреспондент Ленты.Ру, принявший участие в первом чемпионате России по фотокроссу, все же не мог не поделиться своими впечатлениями с читателями.
Для начала о фотокроссе - если кто не знает, что это такое. Это одна из так называемых "городских игр", родственных старым добрым "казакам-разбойникам", утонченное развлечение интернетизированной молодежи.
Концепция предельно проста: на старте тебе вручается список из нескольких фраз, к которым нужно за определенное время сделать фотографии. Чем быстрее ты сделаешь эти фотографии, чем качественнее и оригинальнее они будут, тем выше твои шансы на победу.
Концепция оставляет широкий простор для всевозможных вариаций. Например, можно выдавать не все задания сразу, а по одному: выполнил первое - получаешь второе. Еще можно вместо фраз давать послушать какую-нибудь песню или ее фрагмент, а можно вручать какой-нибудь предмет (например, яблоко - и пусть кроссер поломает голову, что с ним делать: съесть или сфотографировать). Наконец, можно бегать с фотоаппаратом по городу ночью, когда людей меньше, а выдержки длиннее.
Уже после финиша "папа" фотокросса Алексей Ткачев рассказал корреспонденту Ленты.Ру о том, как фотокросс появился и какова его идеология. По словам "папы", идея является вполне оригинальной и первоначально заключалась в соревновании в городском ориентировании. В 2004 году для того, чтобы задумка превратилась в первый фотокросс, потребовалось две недели.
Ткачев подчеркивает, что организаторы различных городских игр (помимо фотокросса, это, например, "Бегущий город", "Место действия - Москва" и многие другие), как правило, дружат между собой, иногда организуют совместные проекты и стараются не конкурировать. "Мы одно дело делаем", - говорит Ткачев.
На вопрос корреспондента Ленты.Ру, нет ли в городских играх чего-то от флэш-моба, Ткачев, задумавшись, ответил отрицательно. "Для флэш-мобберов самое главное - эпатаж, отделение от общества. А мы являемся частью общества, мы подчеркиваем это, нам это важно", - сказал он.
В субботу 9 сентября в 11 утра по московскому времени первый чемпионат России по фотокроссу стартовал одновременно во многих городах, от Москвы до Владивостока. Если москвичи стартовали утром, то на Владивосток во время старта уже опускалась ночь.
Команда "Люди, львы, орлы и куропатки" дебютировала на чемпионате. Ее членам не раз задавали вопрос: "Что вы курили, когда придумывали это название?". Ответственно заявляем: ничего, - а вопрос переадресуем Антону Павловичу Чехову.
Состав команды окончательно определился меньше, чем за сутки до старта: один опытный кроссер, один - вообще только что узнавший, что такое фотокросс, и один редактор Ленты.Ру.
В назначенный час собираемся на пешеходном Лужковом мосту через Водоотводный канал, между Третьяковской галереей и Болотной площадью. В глазах рябит от оранжевого цвета: это корпоративный цвет фотокросса. При взносе за участие 500 рублей с команды за каждую оранжевую вещь предоставляется скидка. Так что Лужков мост на некоторое время становится чем-то похож на Майдан Незалежности.
Получив конверт с заданиями и вскрыв его ровно в 11 часов, устраиваемся на ближайшей скамейке на Болотной площади - начинается мозговой штурм.
Каждое из восьми заданий было предложено одним из городов, где проходил чемпионат. И если задание "Объединяя поколения" еще было более или менее понятно, а "Оранжевое настроение" вызывало определенные ассоциации, то "Ба-Бу-Бы!" было загадкой. Уже после финиша обнаружилось, что чуть ли не каждая вторая команда для задания "Оранжевое настроение" сфотографировала человека в оранжевой футболке с бутылкой кефира и половиной батона, а "Ба-Бу-Бы!" оказалось стилизованным "Бабу бы" - и снимки были соответствующими.
Наметив примерный план действий и полюбовавшись на шемякинских "Детей - жертв пороков взрослых", выдвигаемся в сторону Софийской набережной. По дороге бурно обсуждаем задания, то и дело падая в траву и снимая маленькие желтые листья в траве.
Оказывается, на Болотной площади в том месте, где начинаются улица Серафимовича и Большой Каменный мост, имеется загадочный подвал: словно бы лежащая на земле двойная железная дверь, а под ней - уходящие вниз ступеньки. Снимаем. Бежим дальше.
Вообще, снимаем все, что попадается. На углу улицы Серафимовича натыкаемся на указатель с надписью "Бесплатный туалет" - снимаем. На Софийской набережной обнаруживаем девушку, рисующую виды Кремля, - снимаем. Там же - ребенок, фотографирующий те же виды на мобильный телефон. Снимаем и его. Бежим по Большому Каменному мосту, видим внизу ряд оранжевых (!) поливальных машин - снимаем и их.
Все же едва ли не лучшее место для фотографа в Москве - это Александровский сад. В этом мы убедились. Неспешно прогуливаемся по аллее, озираемся вокруг в поисках сюжета. Тут-то нам и попадается очаровательный пес, беззаботно развалившийся на газоне. Подходим, вежливо просим попозировать. Пес благосклонно соглашается, то садится, то ложится, то выставляет брюшко. Фотосессия удалась на славу. В творческом порыве кроссеры и модель заползли в ценр газона. Трое людей, прыгающих с фотоаппаратом вокруг бездомного пса на газоне под стенами Кремля, собрали толпу зрителей. Через некоторое время наша фотозвезда закапризничала и удалилась, бодро виляя хвостом. Но ничего, вариантов "Оранжевого настрения" у нас теперь предостаточно.
Туалетная тематика не отпускает: в Александровском саду снимаем запертую дверь туалета с табличкой, извещающей, что он не работает, - а вдруг пригодится.
Продолжаем движение - на метро добираемся до Кутузовской, поближе к финишу. Оказывается, на правительственной трассе (по крайней мере, в той ее части, что между мостом "Багратион" и Триумфальной аркой) туго с продуктовыми магазинами. А нам для концептуальной фотографии позарез нужны консервная банка и какая-нибудь еда, начинающаяся на "бу". В связи с этим возникает философский спор: похожи ли бублики на бублики больше, чем булка на булку? (Жизненно важно, чтобы человек, взглянув на фотографию, подумал то, что нам надо, вот мы и ломаем голову, не вздумает ли он назвать булку пирожком, а бублики - сушками.)
В ближайшем сквере мы пугаем дворников, живописно раскладывая на траве еду, чтобы ее фотографировать. Потом фотографируемся вместе с этими же дворниками. Они успокаиваются, когда мы аккуратно собираем все, что разбросали по траве, и выбрасываем в урну. Мы - часть общества, причем сознательная его часть.
Продолжаем движение. Впереди Поклонная гора.
Сколько ни бывай там в субботу, а никогда не перестанешь удивляться толпам невест, женихов и не вполне трезвых гостей. Практически сразу обнаруживаем колоритного старичка с баяном, который поет "Утомленное солнце" дуэтом с подвыпившим чьим-то свидетелем. Вот оно, объединение поколений, наше задание номер 1.
Снимаем все подряд. Но трем людям в возрасте чуть за двадцать в здравом уме и на трезвую голову непросто долго находиться в окружении женихов, невест, свидетелей и гостей, непрерывно орущих "Горько!". Сбегаем с Поклонной горы, направляемся к месту финиша - в клуб "Точка отрыва".
И вот, все задания выполнены, деньги на реквизит истрачены, ноги натерты, все болит, есть хочется, позади 5-часовой марафон, последний рывок - и мы у цели: "Мы номер 84, "Люди, львы, орлы и куропатки", отметьте финиш". Можно выдохнуть и с трепетом ждать результатов. Ждать - до 16 сентября.
Лента.Ру покажет своим читателям работы чемпионов фотокросса и их лица. А пока - вот список заданий. Вдруг у вас появятся свои идеи.
1. Объединяя поколения
2. Ба-бу-бы!
3. Казусы современной жизни
4. Трое в...
5. Оранжевое настроение
6. Открытие
7. Самое простое
8. "Сегодня не личное главное..."
Команда "Люди, львы, орлы и куропатки":Наталия Иванова, Анна Морозова, Артем Ефимов.Фото автора