Мир
20:58, 18 сентября 2006

Смерть президента Справиться с Джорджем Бушем cможет только крекер

Кинематограф любит американских президентов. Их нелегкая жизнь не раз становилась объектом пристального изучения как настоящих гуру индустрии, так и начинающих фанатов всего звездного и полосатого. Иногда с большого экрана льется патриотическая патока, смешанная со скупыми слезами тех, кто не знает слов любви, иногда из гаранта американской конституции делают посмешище. Существует лишь одно непреложное правило: убивать президентов нельзя. Тем более перед выборами.

Не то, чтобы президентов вообще никогда не убивали. Иногда их отправляли на тот свет вполне варварски, например, при помощи ядерной бомбы, или, как минимум, готовились к их убийству с особым цинизмом. Но все это были выдуманные президенты, ликвидация которых имела значение лишь для сюжета самого фильма. Апофеозом главенствовавшей в индустрии идеологии "не убий", несомненно, был фильм Оливера Стоуна "JFK", в котором личная симпатия к павшему Джону Кеннеди была смешана с теорией заговора в такой пропорции, что в итоге получился продукт совершенно однозначный. Президентов убивать нельзя! Ну, то есть, если очень нужно, то можно. А так, нельзя.

А потом явился Майкл Мур и попытался показать всем, что устранять президентов физически вовсе необязательно. Достаточно снять очень спорную во всех смыслах документальную ленту про ужасы войны и нефтяные деньги, которые в тайне от своих народов "пилят" между собой правящие кланы двух стран. "Фаренгейт 9/11" стал не только самым кассовым документальным фильмом в истории, но и получил массу серьезных кинематографических призов, вплоть до "Пальмовой ветви" Каннского фестиваля.

Казалось бы, большего подарка к приближавшимся тогда президентским выборам для оппонентов Буша быть не может. Мур открыто говорил, что его картина - это мина, которую он с удовольствием подложил столь нелюбимому им президенту. Но не сработало. Буш довольно уверенно добавил себе еще один срок, и единственным политическим результатом подрывной деятельности Мура можно считать тот факт, что Квентина Тарантино больше никогда не позовут судить в Канны.

Как известно, в кино все стремится к своему абсолюту или, если угодно, к фарсу. В свое время мы замирали от ужаса, увидев на экране откушенную в "Челюстях" человеческую ногу, теперь же спокойно смотрим на то, как людей аккуратно разделывают на куски в каких-нибудь "Хостелах". Так и с убийствами президентов. Было очевидно, что когда-нибудь найдется первопроходец, который замахнется на "святое". И аккурат к выборам в Конгресс США он сыскался.

Совершенно неизвестный британский режиссер Гэбриэль Рэндж снял фильм "Смерть президента", в деталях рассказывающий об убийстве Джорджа Буша и последовавшем за этим расследовании. Итак, в октябре 2007 года после встречи c чикагской бизнес-элитой Буш в окружении своей свиты выходит на улицу, запруженную демонстрантами, протестующими против войны, и оказывается сражен метким выстрелом. Что подумали бы вы, если бы увидели, как на экране в вас попадает пуля сирийского снайпера, и вы валитесь на руки подбежавших к вам прохожих? Наверняка Буш подумал то же самое, ибо Рэндж изобразил это без всякого намека на завуалированность.

Кадр из фильма "Смерть президента".
Lenta.ru

Удачная смесь архивных съемок, компьютерных спецэффектов, постановочных эпизодов, и фильм бодро зашагал по стопам "Фаренгейта". Премьера на кинофестивале в Торонто, контракт с американской компанией о прокате картины на территории США, почетный приз ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Складывается впечатление, что сторонникам Демократической партии США впору озаботиться сбором средств на памятник господину Рэнджу. Ведь последний, описывая свой фильм, почти дословно повторяет их предвыборные лозунги о том, что сделала со страной и миром объявленная Бушем война с терроризмом. Но вот здесь и кроется главный сюрприз этого фильма, который, безусловно, уже стал явлением трансатлантического масштаба.

Вольно или невольно Гэбриэль Рэндж довел точку зрения демократов до абсурда, показав то, о чем даже заикнуться никто из противников Буша не решился бы. Все логично. Если, как утверждают демократы, Буш разрушил систему национальной безопасности, значит главной жертвой этого процесса в любой момент может стать он сам. Но какие бы сей казус не вызывал аплодисменты в Торонто, в США к нему отнесутся совсем по-другому.

Естественно, и там найдется немало людей вроде того же Майкла Мура, которые встретят "Смерть президента" с восторгом. Но в сознании рядового избирателя фильм столкнется с культивируемым десятилетиями табу. И в этом смысле его появление в канун выборов скорее положительный, чем отрицательный фактор для республиканцев.

Наиболее дальновидные демократы или, во всяком случае, их стратеги это поняли. Сенатор Хиллари Клинтон, никогда не скупившаяся на самые нелестные характеристики Джорджа Буша и его "ястребов", была вынуждена разразиться гневным выступлением, и оно явно будет не последним. В ближайшее время следует ждать отповедей и от других видных противников президента, которые в самый ответственный момент перед выборами будут вынуждены дистанцироваться от того, о чем наверняка некоторые из них мечтают.

Если бы фильм никому неизвестного британца появился на американском континенте чуть позже или чуть раньше, его стоило бы отнести лишь к разряду глупостей, которые вполне имеют право на существование. В конце концов, "приклеить" голову Буша к телу неизвестного статиста сумеет сейчас почти любой сведущий в деле нелинейного монтажа индивид. Но эта, как называет ее сам режиссер, "документальная фикция" объявилась настолько вовремя, что невольно возникают сомнения в случайности этого явления.

Право же, если уж снимать что-то совершенно убийственное для Буша, то стоит изобразить утрированный вариант всем известного случая с крекером. Ведь перст судьбы - это совсем не то же самое, что пуля ближневосточного снайпера. "Мама всегда говорила мне, чтобы я ел с закрытым ртом и хорошо пережевывал пищу", - пошутил тогда президент. А мама плохого не посоветует.

Андрей Воронцов

< Назад в рубрику