Экономика
20:54, 27 сентября 2006

Вестник бури Андрей Илларионов призвал к революции в головах

Антон Ключкин

Бывший советник президента Путина по экономической политике Андрей Илларионов прочитал лекцию студентам Высшей школы экономики. Он повторил
ряд фактов из учебников политологии, объяснил, кто создал управляемую демократию и государственный капитализм, предсказал результат выборов 2008 года и осветил революционные перспективы России в отдаленном будущем. Насыщенная вышла лекция.

Это уже не первое публичное выступление Андрея Илларионова в ВШЭ. Так, в июне он читал лекцию студентам-экономистам, рассказав им про "энергетическую безопасность". Но хорошего оратора лишний раз послушать не грех.

Илларионов опоздал. Лекция, назначенная на 6 вечера, началась ближе к 7. На "разогреве" у Илларионова выступила журналист Юлия Латынина из "Новой газеты". Она рассказывала байки с экономическим уклоном про то, как строится новая Чечня. История была забавной. По словам Латыниной, строится она следующим образом: Рамзан Кадыров, обещая оторвать уши строителям, возводит здание, на которое должны выделить деньги из федерального бюджета. Потом приезжает Герман Греф и не дает Кадырову денег за уже построенное здание из-за отсутствия надлежащей документации. Латынина посетовала на то, что раньше чиновники не возражали, когда с документами все было нормально, но деньги уходили в пустоту. Вот такая вот бюрократия в России.

Тем временем аудитория уже заполнилась под завязку. Оттянуть слушателей у Илларионова не смог даже глава РСПП Александр Шохин, чей семинар проходил в соседней аудитории. Популярности Андрея Николаевича можно позавидовать. Благодарные слушатели сидели даже в проходах. И если Шохин должен был поговорить со студентами на тему "Взаимодействие бизнеса и власти в России", то Илларионов пришел рассказать про "эволюцию экономического мировоззрения".

Илларионов сразу заявил, что Россия вышла из двадцатилетнего "периода реформ", и констатировал, что "переход" завершен. Теперь надо его осмыслить. Этим бывший советник Путина по экономической политике занимался в течение следующих двух часов, время от времени повторяя свои же лекции и делая неожиданные признания.

Илларионов начал с экскурса в историю. Он вспомнил о группе молодых экономистов, сформировавшейся в 1980-х годах. По его мнению, именно эти люди в конечном итоге определили направление перехода. Илларионов выделил три подгруппы - интервенционисты, правые социалисты и либералы. Интервенционисты оказались представлены Сергеем Глазьевым. Впрочем, роль их была незначительной, поэтому в своей лекции Илларионов даже не стал подробно расписывать их позицию. О Глазьеве он больше не вспоминал, по-видимому посчитав, что уже отдал ему должное. Следующую группу он окрестил правыми социалистами. Ими оказались Анатолий Чубайс и Егор Гайдар. Третья подгруппа - либералы, к которым Илларионов отнес самого себя.

Андрей Илларионов отметил, что хотя обе последние ветви выступают за управляемую экономику, их можно различить по уровню интенсивности участия в ней государства – соответственно, сильного и слабого. Еще одним основным различием двух групп является вариант демократического устройства общества.

Так, социалисты, получив в руки власть, создали корпоративистское государство, в экономике которого доминируют частные и государственные корпорации. Демократия же становится управляемой, чтобы обеспечить политике государства поддержку со стороны граждан, которую гораздо легче получить в вертикально структурированном обществе. Это же предполагает и облегченную процедуру принятия законов и политических решений, которыми государство обеспечивает поддержку корпорациям. В экономической модели правых социалистов нет места свободному рынку без монополизации его крупными игроками. Если то место, куда нас всех завели, называется корпоративистским государством, то нашими проводниками туда стали именно правые социалисты. Результатами именно их действий стали такие события, как проведение залоговых аукционов и дефолт 1998 года.

Модель экономического устройства, которую предлагали построить либералы, по мнению Илларионова, так и не была реализована. Целями либералов являются регулируемая рыночная экономика без создания монополий, наличие гражданских свобод и либеральная демократия. В случае, если бы либералы получили возможность влиять на экономическую политику, то плановая система в экономике была бы заменена полноценными рыночными отношениями, а не государственным капитализмом. Кроме того, при такой системе было бы принято меньше ошибочных решений, поскольку в свободном обществе в процессе принятия решений участвуют несколько сторон.

Причину же того, почему в общественном сознании ярлык "либералы" закрепился за правыми социалистами, Илларионов увидел в "искривлении мозгов" и пропаганде. Последним его аргументом в защиту либералов стал тезис о том, что либералы не могли допустить в 1992 году инфляции в 2600 процентов, ибо давно уже знают, что хорошая инфляция - нулевая инфляция. Получается, что Гайдар этого не знал. После такого убедительного заявления Андрея Николаевича либералов в зале наверняка стало гораздо больше.

После анализа "перехода" Илларионов переключился на повторение собственной лекции двухмесячной давности. Уровень политических свобод, который, согласно данным Илларионова, в России резко снижается, влияет на экономику - экономическое развитие идет медленнее. Впрочем, Илларионов заметил, что ВВП страны все же растет и интересно уже другое - сможет ли он перевалить за 12 тысяч долларов на душу населения - уровень, выше которого ВВП в странах с отсутствием политических свобод не поднимается, или "барьер несвободы". По данным бывшего советника президента, сейчас этот уровень в стране находится на отметке 10 тысяч. Он также добавил, что причиной этого является не сырьевая база нашей экономики, приведя в пример скандинавские страны - экспортеры нефти и отдельно отметив, что даже государство Тринидад и Тобаго в гораздо более неблагоприятных условиях развивается лучше, чем Россия. А среди стран бывшего СССР Россия находится в той части списка, которая, когда весь мир идет вперед, пятится назад.

На вопрос одного из студентов, знают ли в правительстве о том, что у российской экономики неважные перспективы, Илларионов, ухмыльнувшись, заявил, что да, знают. Однако должность советника президента, которую он в свое время занимал, хотя и влиятельна, однако не дает возможности проводить реальную экономическую политику. В общем, в течение шести лет пребывания на влиятельной должности у него так и не получилось на что-либо повлиять.

Под конец лекции Андрей Илларионов отметил, что теперь для страны главное - понять, куда надо идти дальше. Из его выступления складывалось такое впечатление, что идти надо в сторону либерализма. При этом получалось, что движение легким не выйдет. Окончательно переключившись на политику, Илларионов заявил, что в 2008 году россиянам ничего хорошего не светит. По его словам, итог выборов уже ясен, и менять новый президент уже ничего не будет.

Однако надежда на исправление ситуации есть. И план действий у Андрея Николаевича тоже есть. Он заявил, что должна произойти революция мировоззрения в головах людей. А там недалеко уже и до революции на деле. Какая конкретно революция должна произойти - он не объяснил. Но стало понятно: либо в головах должна произойти либеральная революция, либо Тринидад и Тобаго так и будет примером для подражания. Об "эволюции" Андрей Илларионов
не сказал ни слова.

После лекции Илларионов не сразу вышел из аудитории. Его обступили слушатели и стали задавать вопросы. Когда ему удалось отбиться от желающих продолжить лекцию семинаром, бывший советник президента по экономике бодрым шагом вышел на улицу и демократично спустился в метро.

< Назад в рубрику