Европейский суд по правам человека, расположенный в Страсбурге, удовлетворил иск советского разведчика Джорджа Блейка, постановив, что британское правительство должно выплатить ему компенсацию в размере более 5600 фунтов стерлингов за моральный и материальный ущерб, вызванный затянувшимся судебным разбирательством о праве Блейка получать авторский гонорар за опубликованные в Великобритании мемуары. В частности, судьи решили, что британские власти нарушили гарантированное шестой статьей Европейской конвенции о защите прав человека право Блейка на рассмотрение его дела в суде в разумные сроки.
Причиной начала судебной тяжбы бывшего двойного агента английских и советских спецслужб Джорджа Блейка, долгое время бескорыстно выдававшего СССР секретные сведения из самых недр британской MI6, стала опубликованная в 1991 году издателем Джонатаном Кейпом книга воспоминаний Блейка "Иного выбора нет" (No other way). Тираж книги в 19 тысяч экземпляров разошелся среди британских читателей почти мгновенно. Это был несомненный успех, который мог бы принести Блейку 90 тысяч фунтов стерлингов авторского гонорара.
Однако власти Великобритании посчитали, что Блейк, как идейный бессребреник, работавший на "Советы" из одной только веры в коммунизм, не должен пользоваться капиталистическими благами, в том числе авторскими правами. Генеральный прокурор Соединенного Королевства сэр Николас Лайелл потребовал от издателей отказаться от выплаты Блэйку гонорара. Поведение Блейка, "пытавшегося заработать на измене родине", было признано аморальным, а причитающиеся ему 90 тысяч были заморожены. Хотя, по некоторым данным, Блейку все-таки удалось получить 36 или 50 тысяч в качестве аванса за рукопись.
Дело дошло до суда, который постановил, что задерживать выплату Блейку гонорара не законно. В ответ была подана апелляция. В итоге, судебное разбирательство тянулось ни много ни мало девять лет. Блэйку ставили в вину разглашение государственных тайн, а его адвокаты указывали на то, что если он не может рассказать историю своей жизни, тогда этот запрет должен распространяться на многих английских политиков, которые, не успев уйти в отставку, уже садятся за мемуары. Наконец, в 2000 году Палата лордов подтвердила правомерность решения о наложении ареста на гонорар. Все деньги были переданы одному из благотворительных фондов. После этого Блейк подал иск в Европейский суд по правам человека, утверждая, что британские власти нарушили его права, намеренно затянув разбирательство.
Конечно, причиной весьма жесткой реакции британских властей на публикацию мемуаров Блейка послужило не само содержание книги, в которой говорится не столько о государственных секретах, сколько о душевных коллизиях и сложных психологических мотивациях английского разведчика-интеллектуала, увлеченного идеями равенства, христианской справедливости и всем тем, что он понимал под коммунизмом, но при этом вынужденного с этим (или не совсем с этим) коммунизмом бороться. Деятельность Блейка в свое время нанесла британским спецслужбам слишком большой урон, чтобы об этом можно было забыть даже спустя сорок лет.
Джордж Блейк, настоящее имя которого Жорж Бехар, родился 11 ноября 1922 года в голландском городе Роттердаме. По словам самого Блейка, он стал космополитом с самого рождения. Его мать - голландка из религиозной протестанткой семьи, отец - еврей-сефард из Каира, Альберт Бехар. Во время Первой мировой отец Блейка сражался во Франции в рядах британской армии и был несколько раз ранен. Он умер в 1934 году. В отрочестве Жорж Бехар, часто ездил в Каир, где проживал его дядя, крупный банкир, у которого было две дочери, увлеченные, как часто бывает в таких случаях, мечтами о социальной справедливости. Именно кузины первыми познакомили Бехара с коммунистическими идеями. После захвата Голландии гитлеровскими войсками, Бехар стал связным в движении сопротивления. В 1943 году, чтобы не попасть в гестапо, он с паспортом на имя Питера де Ври через Францию и Испанию добрался до Гибралтара, а оттуда попал в Англию, превратившись из Бехара в Джорджа Блейка.
В 1944 году Блейк стал сотрудником голландской секции британской разведки. Потом работал в Гамбурге, где собирал сведения о советских оккупационных войсках в Германии. В 1948 году его назначают вице-консулом в британское посольство в Сеуле. С началом войны в Корее Сеул был занят войсками Ким Ир Сена, и Блейк, как представитель воюющей стороны, вместе с другими западными дипломатами был интернирован и направлен в лагерь. Там он принял решение начать работать на советскую разведку. По словам Блейка, на него сильно повлияли картины последствий американских бомбардировок, которые он видел в Северной Корее. После подписания перемирия в Корее в 1953 году он возвратился в Лондон и продолжил работу в штаб-квартире MI6, возглавив агентурную сеть на территории ГДР. В 1956 году Блейк сообщил советской разведке о существовании берлинского туннеля для подслушивания телефонных разговоров. Он также выдал имена около 40 агентов британской разведки в странах Восточного блока (по данным английской стороны их было около 300).
Блейка разоблачили в 1961 году благодаря информации, полученной от перебежавшего на запад польского разведчика Голеневского. Блейк был приговорен к 42 годам тюремного заключения. Однако, не отсидев и пяти лет, в 1966 году он совершил сенсационный побег из лондонской тюрьмы "Уормвуд Скрабз", и был успешно переправлен в СССР. Руководство СССР отметило заслуги Блейка тем, что предоставило квартиру в центре Москвы, маленькую дачу и присвоило звание полковника внешней разведки. Джордж Блейк был награжден орденами Ленина и Красного знамени.
Перебравшись в СССР Блейк стал работать научным сотрудником в ИМЭМО под именем Георгия Ивановича Бехтера. С учетом неподкупности Блейка и его искреннего убеждения в правильности коммунистического пути, коллектив доверил ему распределение продовольственных заказов. Как вспоминает коллега Блейка, доктор исторических наук Петр Черкасов, в своей научной работе Блейк сосредоточился на изучении проблем Ближнего и Среднего Востока. Однако здесь ему пришлось столкнуться с советской цензурой, которая нещадно вычеркивала из его статей все указания на соответствующие места из Священного Писания или Корана, которые он считал важными для понимания межконфессионального характера конфликтов на Ближнем Востоке.
Изначально Блейк планировал написать свои мемуары еще в 1970 году, однако осмысление нелегкой советской действительности, несомненно, задержало их появление. Потом пропала сама советская действительность, что тоже оказало определенное влияние на содержание книги воспоминаний, потребовав от бывшего разведчика, убежденного в идеале социальной справедливости, пересмотреть свое понимание происходящего. Впрочем, он остался верен себе. Пересмотр коснулся, скорее, взглядов на роль страны, которой он служил в качестве двойного агента. Как сказал Блейк в интерью газете Times в 2003 году: "Я был уверен, что жители СССР отличаются от всех остальных в лучшую сторону. Мне казалось, что это и есть новое человечество, человечество, сформированное коммунистической системой, коммунистическими школами и институтами. <…> Оказалось, что советские люди ничем не отличаются от людей западного мира. Они так же любят деньги, так же склонны к жадности и накопительству. Только если в Великобритании или в Америке люди судятся из-за домов и яхт, то в Советском Союзе скандалили из-за телевизора или машины-развалюхи".
Распад СССР не означает, по мнению Блейка, что коммунистическая идея плоха или утопична - просто, люди не доросли до нее. "Понадобится много, много, поколений, может, тысячи лет, пока, наконец, люди смогут построить коммунистическое общество", - сказал он журналистке Times и добавил, что отдать свою жизнь служению благородной цели, участию в "благородном эксперименте", пусть даже он оказался неудачным, - это правильно.
Не найдя на карте страны, соответствующей его идеалу, Джордж Блейк остался патриотом Земли Обетованной. Может быть, именно эту страну он имел в виду, как-то сказав, что в новой ситуации, когда господствует идеология выживания, главное сохранить "патриотизм, чувство долга перед страной, перед своим народом?" В этом плане, тот факт, что именно международный суд по правам человека удовлетворил его иск, кажется весьма символичным.
Алексей Демьянов