Два значительных антропологических открытия, о которых стало известно практически одновременно, меняют представления ученых о причинах, заставивших неандертальцев уступить нашим предкам контроль над Европой, а следовательно, и мировое господство. В этой схватке Человек разумный нашел способ победить без единой атаки на противника.
300 тысяч лет назад, когда Человек разумный еще не существовал, по Европе расселились невысокие, ширококостные, физически мощные косматые существа, относившиеся к роду Homo, но к другому его виду – Homo neanderthalensis. Неандертальцы заметно отличались от других живых существ не только внешним видом, но и образом жизни.
Эти существа умели говорить, изготавливали орудия труда и музыкальные инструменты, жили в небольших комуннах, верили в загробную жизнь и обеспечивали свое существование собирательством и охотой. Ареал обитания Homo neanderthalensis простирался от берегов Атлантики до Израиля и Узбекистана.
А потом они все почему-то вымерли.
Как считалось ранее, 125 тысяч лет назад, после окончания очередного ледникового периода, неандертальцы не смогли приспособиться к тропической жаре. Постепенно сдавая позиции, они отступали на север, оставляя Европу.
Завершившиеся этим летом на французском берегу Ла-Манша раскопки под руководством Жан-Люка Лохта (Jean-Luc Locht), показали, что существовавшая гипотеза была ошибочной. Судя по останкам животных, найденным на стоянках, неандертальцам удалось акклиматизироваться в новых условиях. Вместо мамонтов и северных оленей они стали охотиться на сменивших ледниковую фауну тропических животных – носорогов и слонов.
Вслед за носорогами в Европе появился и Человек разумный, зародившийся в Африке, пока неандертальцы обживали берега Рейна и Эльбы. Первые признаки появления Homo sapiens к северу от Средиземного моря датируются CCCXX веком до нашей эры.
Таким образом, 32 тысячи лет назад наши предки столкнулись с неандертальцами. Новый вид был физически слабее старожилов Европы, но обладал выигрышной социальной организацией. Значит, Человек разумный применил свой изощренный ум и хитростью заставил "старших братьев" уступить континент, заключили ученые.
Однако эту гипотезу опровергают факты, полученные английскими палеонтологами под руководством Клайва Финлэйсона (Clive Finlayson). Проводя раскопки на Гибралтаре, исследователи обнаружили там значительно еще более позднюю стоянку неандертальцев. Найденные следы пребывания H.neanderthalensis на южном крае Европы насчитывают 24-28 тысяч лет.
Получается, что на протяжении восьми тысяч лет в Европе разумная жизнь была представлена одновременно двумя различными биологическими видами. Неандертальцы были значительно мощнее физически, а поначалу, очевидно, и многочисленнее. Резкие смены климата им, доказано, были нипочем, недостатка пищи между ледниковыми периодами тоже не должно было возникнуть, о перенаселенности в те времена и говорить не приходится.
Мог ли человек побороть эту силу? Тщательные исследования показали: наши предки, как митьки, никого и не хотели победить. Судя по человеческим останкам той эпохи, Homo sapiens избегал войн, скрещиваний или каких-либо других контактов с историческим конкурентом.
Популяция Homo sapiens не тратила здоровья и времени на борьбу, а просто жила для себя, наращивая количество особей, расширяя ареал обитания, изобретая новое охотничье снаряжение, запоминая целебные травы и так далее. Весь этот прогресс позволял усилить специализацию в племенах, выделить специальных людей для задач, не связанных с сиюминутными потребностями коллектива, то есть создавать цивилизацию.
Интригу в этой части истории создать трудно. Сравнив себя с портретом неандертальца, читатель должен убедиться, что длительная межвидовая "холодная война" за европейские ресурсы и территорию принесла победу стороне, показавшей себя не оккупантом, а, скорее, бедным родственником.
Слабые Homo sapiens легко могли бы пополнить длинный список тупиковых ветвей эволюции, но в результате проиграли мощные неандертальцы.
Что из этого следует, помимо очередного подтверждения правоты Лао Цзы?
Как минимум, еще и то, что единожды разумная жизнь – цивилизация Homo neanderthalensis – на нашей планете уже погибла, причем тихо и бесславно.
А уничтожили ее не "мультифакторные" геофизические процессы перемены климата, борьбой с которыми так увлечено современное международное сообщество, а объективные дарвинистские законы, которые работают не только на мышах и лягушках, как думают насмешники, а всюду.
Евгений Паперный