Российским фондовым рынком в сентябре завладели "медведи", то есть пассивно настроенные игроки. Число "медведей" выросло за счет снижения цен на нефть - контракты на баррель "черного золота" подешевели почти на 10 долларов, вплотную приблизившись к отметке в 60 долларов за баррель. Индекс РТС снова не стал сопротивляться общей тенденции и в конце сентября упал ниже психологически важной отметки в 1500 пунктов.
50 обыкновенных и привилегированных акций, влияющих на индекс РТС, вели себя в сентябре очень похоже. Нефтяная составляющая российского рынка за месяц никуда не исчезла. А значит, сначала уместно будет рассмотреть цены на нефть на мировом рынке, а только потом перейти к российским фондовым индексам.
Цены на нефть, как в Нью-Йорке, так и в Лондоне в течение сентября удивляли многих. За месяц нефть подешевела на 12 процентов - и это после очередных исторических рекордов в августе 2006 года. Если в начале месяца нефть марки Brent стоила около 70 долларов за баррель, то уже к третьей декаде сентября фьючерсы с поставками в ноябре вплотную приблизились к отметке в 60 долларов за баррель. Инвесторов пугает замедление темпов роста экономики США - они опасаются, что американские предприятия будут потреблять меньше топлива, что приведет к увеличению предложения на рынке.
Что касается российской нефти, то фьючерсы на нефть марки Urals подешевели на бирже РТС до 56,6 доллара. Впрочем, эта цена является в большей степени спекулятивной, ведь реальных поставок по Urals нет, да и не предполагается данными контрактами.
Дешевая нефть на руку большинству стран Европы и вообще всем, кто потребляет нефти больше, чем производит. У европейцев же двойная радость - цены на газ на мировом рынке упали за сентябрь на 32 процента, а значит, "Газпром" не сможет слишком высоко поднять цены при подписании долгосрочных контрактов.
Впрочем, снижение цен на газ во многом вызвано сезонным фактором. Первый осенний месяц традиционно считается временем затишья на рынке - отопительный сезон во многих странах еще не начался, а пик летнего потребления пройден. В 2005 году эту традицию изменили ураганы, прошедшие на территории США, - "Катрина" и все ее братья-сестры не только принесли американцам большие разрушения, но и подняли цены на топливо.
Любопытная и поучительная история произошла в сентябре с одним из американских трейдеров по имени Брайан Хантер. Надеясь на очередную "Катрину" и в 2006 году, он вложился в газовые контракты. Но небо над Америкой в сентябре было относительно спокойным, а тропические штормы не вылились в масштабные катастрофы. Хорошая осень сыграла с Брайаном Хантером злую шутку - его хедж-фонд Amaranth Advisors потерял на сделках с энергоносителями около 5 миллиардов долларов и фактически прекратил активное существование.
В августе из-за резких колебаний цен на газ погорел и другой американский фонд - MotherRock. Его активы составляли только 400 миллионов долларов, но управлял ими экс-президент товарной биржи NYMEX Роберт Коллинз, что позволяло инвесторам надеяться на относительную надежность фонда.
Итак, и газ, и нефть сильно подешевели. Некоторым представителям стран OPEC это, естественно, не понравилось, ведь для них высокие цены на нефть - основа благосостояния. Венесуэла и Нигерия приняли решение с 1 октября сократить дневные объемы добычи нефти на 50 и 120 тысяч баррелей. А еще в начале сентября президент OPEC Эдмунд Доукору (Edmund Daukoru) заявил, что "очень взволнован" сложившейся ситуацией. Впрочем, когда цены на нефть сильно росли, то организация, управляющая 40 процентами нефтедобычи в мире, заявила, что не в силах противостоять общим настроениям рынка. Вполне возможно, что и с чрезмерным снижением цен OPEC также не справится.
После такой преамбулы несложно догадаться, как вели себя акции российских нефтяных компаний на фондовом рынке. Например, рыночная капитализация "Лукойла" 1 сентября составляла 71,37 миллиарда долларов, а 29 сентября - уже 65,15 миллиарда долларов.
Компании Вагита Алекперова не помогла даже агрессивная политика, направленная на приобретение нефтеперерабатывающих заводов в Европе. В сентябре "Лукойл" был едва ли не главным ньюсмейкером среди отечественных публичных компаний. Сначала активно муссировались слухи о том, что литовский завод Mazeikiu Nafta все-таки будет продан "Лукойлу". Потом концерн Вагита Алекперова заявил о том, что, скорее всего снова выйдет на чешский рынок, скупив миноритарные доли в ряде НПЗ. И наконец, уже в самом начале октября стало известно, что компания, скорее всего, приобретет нефтеперерабатывающий завод в Роттердаме.
"Роснефть" показала схожую динамику - компания подешевела с 72,18 миллиарда долларов до 67,65 миллиарда долларов. Таким образом, госкомпания по-прежнему остается дороже "Лукойла", несмотря на то, что концерн Вагита Алекперова обладает большими запасами нефти.
Чуть лучше вели себя акции "Газпром нефти" - компания подешевела за месяц на 2,3 миллиарда долларов. Знаковым для бывшего предприятия Романа Абрамовича стало заявление главы концерна Александра Рязанова, о том, что "Газпром" принял решение оставить на рынке часть акций компании, а в будущем даже увеличить free-float. Около года руководство компании не могло решить - то ли полностью поглотить бывшую "Сибнефть", то ли оставить ее формально независимой.
Негатива в сентябре хватало и у несырьевых компаний. Например, у крупнейшего сотового оператора в России неожиданно возникли проблемы с налоговой службой. ФНС начислила компании 1,3 миллиарда рублей неуплаченных налогов за 2003-2004 года. МТС, естественно, не согласно с мнением инспекторов и намерена рассматривать дело в судебном порядке. Тем не менее, капитализация компании за месяц сократилась на 100 миллионов долларов.
А вот другое важное для российской экономики событие фондовый рынок почти не заметил. Убийство первого запреда ЦБ Андрея Козлова никак не сказалось на котировках отечественных компаний, хотя покушение на банкира стало одним из самых громких за последние несколько лет и, надо думать, отпугнуло от России не одного потенциального инвестора.
В общем итоге индекс РТС за месяц потерял более 60 пунктов. 2 октября торги закрылись на отметке в 1557,23 пункта, а 1 сентября - на отметке в 1620 пунктов. Кризис на российском фондовом рынке наступил в третьей декаде сентября, когда вместе с ростом объемов торгов, почти все "голубые фишки" резко пошли вниз. В итоге индекс РТС пробил психологически важную отметку в 1500 пунктов и остановился на отметке 1452,54 пункта. Это было минимальным значением индекса с 29 июня 2006 года.
Но инвесторы, видимо, сами испугались такого падения. В итоге в самые последние дни сентября РТС снова перешел отметку в 1500 пунктов, но на этот раз вверх.