За последний месяц в Москве произошло три крупных заказных убийства. Ситуация в столице стала все больше напоминать середину 90-х годов, когда партнеры по бизнесу решали все проблемы с помощью оружия. После зампреда Центробанка Андрея Козлова и известного журналиста Анны Политковской убит глава одного из московских отделений Внешторгбанка (ВТБ) Александр Плохин.
Преступление произошло в ночь с 10 на 11 октября - по разным данным от 22.00 до 23.30. В том, что убийство носило заказной характер, почти никто не сомневается - тело банкира было найдено у лифта на 15-м этаже дома на Коломенской набережной. Александр Плохин скончался совсем рядом со своей квартирой от пулевого ранения в голову. Предположительно, убийство было совершено из пистолета ТТ, на месте преступления найдена гильза калибра 7,62 миллиметра. Само оружие следователи найти пока не смогли. Тело Плохина было доставлено в один из московских моргов.
Следствие предполагает, что убийц было двое. Один вошел в подъезд приблизительно за 10 минут до Плохина, а второй проинформировал киллера по сотовому телефону, когда банкир подъехал к дому. Александр Плохин, как и Андрей Козлов, не пользовался услугами телохранителей.
О 58-летнем банкире из ВТБ до убийства известно было не много. Даже место его работы долгое время не могли установить. Изначально информагентства сообщили, что банкир возглавлял Чертановское отделение Внешторгбанка. Потом появилась информация о том, что он был директором отделения "Новый Арбат", так как Чертановского отделения ВТБ не существует. А в пресс-релизе Генпрокуратуры сказано, что Плохин возглавлял дополнительный офис Внешторгбанка 24, то есть дочерней компании ВТБ, занимающейся розничными услугами. По словам родственников убитого, ему неоднократно поступали анонимные угрозы.
Генпрокуратура пока весьма скупа на подробности. Следователи сообщили только, что не исключают никаких версий убийства, в том числе и связанных с профессиональной деятельностью Плохина.
11 октября Внешторгбанк 24 распространил пресс-релиз, где подробно описана биография Александра Плохина. Он закончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана и Российскую Академию государственной службы при Президенте России. До перестройки Плохин работал в УНИИ "АГАТ", а с 1990 года являлся народным депутатом Моссовета и главой комиссии Моссовета по бюджетно-финансовой политике. В 1994 году он перешел в консалтинговую фирму "Инстант", однако надолго там не задержался и в том же году возглавил офис Царицынского отделения Сбербанка. Спустя 9 лет Плохин перешел на работу во Внешторгбанк.
Александр Плохин не был видным и заметным банкиром. Возмущение по поводу его убийства вряд ли выскажут представители ОБСЕ, Государственного департамента США и Евросоюза, как это было в случае с Анной Политковской. Владимир Путин не назовет перед телекамерами всего мира новое преступление в Москве "омерзительным по своей жестокости". Однако для президента, правительства и в особенности силовых структур расследование покушения на Плохина станет очень важным испытанием – ведь если убийства в столице будут продолжаться, стране не избежать серьезных кадровых перестановок.
На смерть одного из директоров Внешторгбанка уже отреагировал ряд чиновников. Например, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян заявил, что покушение на Плохина стало результатом криминализации общества, а не передела в банковской системе. А Госдума изменила повестку дня своего заседания 13 октября, чтобы обсудить последние громкие убийства.
Покушение на Плохина получило широкую огласку в большей степени из-за громких убийств Анны Политковской и Андрея Козлова. Но на самом деле банкиров убивают в Москве постоянно - приблизительно раз в год жертвой террористов оказывается то один, то другой директор финансовой организации. Правда, до сотрудников таких крупных банков, как ВТБ, дело не доходило.
И тем не менее, за шесть лет убийство Плохина стало уже седьмым в банковской сфере. В июне 2000 года был застрелен председатель правления Академхимбанка Сергей Понамарев, а через два года - председатель совета директоров финансовой группы "Алфавит" Павел Щербаков. Вслед за ним в "черном" списке идут председатель совета директоров банка "Центурион" Игорь Бровков, вице-президент Промэксимбанка Андрей Иванов и бывший владелец Содбизнесбанка и Кредиттраста Александр Слесарев, которого убили в Подмосковье.
Убийства банкиров пока не могут приостановить темпы роста в быстрорастущем банковском секторе, который привлекает очень много внимания за рубежом. Все большее и большее количество банков продает часть своих акций зарубежным партнерам. А к Внешторгбанку было приковано особенное внимание инвесторов, ведь он в начале 2007 года собирается выходить на биржу. Вряд ли убийство одного из директоров банка повысит инвестиционную привлекательность ВТБ.
Кроме того, в крупных отечественных финансовых организациях работает много иностранных топ-менеджеров. Наверняка, после двух подряд убийств в банковской сфере многие из них почувствовали себя в Москве очень некомфортно.