Президент Израиля Моше Кацав в ближайшее время может уйти в отставку. Впервые с таким заявлением выступил не один из многочисленных недоброжелателей главы государства, а его собственный адвокат. Как рассказал Цион Амир, Кацав покинет свой пост в том случае, если прокуратура предъявит ему официальные обвинения в изнасиловании бывшей сотрудницы.
Скандал, связанный с именем президента, начал раскручиваться еще летом: Моше Кацав сам обратился в полицию, пожаловавшись на свою бывшую сотрудницу, которая якобы пыталась его шантажировать.
Правоохранительные органы начали расследование и допросили женщину, которая в сообщениях СМИ и полицейских отчетах фигурирует как "А". (Ее настоящее имя не разглашается из этических соображений).
В ходе первых же допросов женщина рассказала следователям, что президент страны неоднократно домогался ее и насильно заставил вступить с ним в интимную связь.
Кроме того, согласно ее показаниям, Кацав приставал и к другим своим сотрудницам, а также пользовался служебным положением для организации "торговли помилованиями" - по израильским законам, именно глава государства обладает правом прощать преступников.
По мере продвижения расследования полицейские стали все больше склоняться к мнению, что информация, полученная от "А", имеет под собой веские основания. Так, обвинения в сексуальных домогательств в адрес президента выдвинули еще несколько его бывших подчиненных.
В конце лета полицейские впервые допросили Кацава. Президент, как и ранее, полностью отверг все обвинения в свой адрес и пообещал сотрудничать со следствием. Однако на деле полноценного сотрудничества не получилось: правоохранительные органы заподозрили главу государства и его ближайших помощников в том, что те давят на своих подчиненных, добиваясь от них выгодных для Кацава показаний.
Более того, полицейские получили информацию, что с ведома президента было организовано незаконное прослушивание телефонных разговоров его сотрудников. Таким образом Кацав якобы выявлял неблагонадежных и избавлялся от них.
Представители израильских правоохранительных органов неоднократно подчеркивали, что следствие ни в коем случае не будет выступать с какими-либо официальными обвинениями до тех пор, весь объем работы по сбору доказательств вины президента не
будет собран.
По словам представителей полиции, это дело является настолько деликатным и затрагивает столь высокопоставленного руководителя, что любые резкие действия могут полностью дискредитировать как кого-либо из вовлеченных лиц, так и само следствие.
Но 15 октября решение было принято: полиция передала собранные доказательства в прокуратуру и рекомендовала предъявить главе государства официальные обвинения. По мнению следователей, Кацав должен ответить за изнасилование, сексуальные домогательства, превышение служебных полномочий, незаконное прослушивание телефонных разговоров, злоупотребление доверием и мошенничество.
Окружной прокурор Иерусалима Эли Абарбанель (Eli Abarbanel), осуществляющий контроль над расследованием, через несколько дней должен вынести окончательную рекомендацию по делу Кацава и передать ее государственному обвинителю Эрану Шендару (Eran Shendar) вместе с проектом обвинительного заключения. В течение двух недель генеральный прокурор Менахем Мазуз должен принять решение о предъявлении обвинений.
Уверенность полиции в своей правоте и тяжесть обвинений произвели впечатление на все израильское общество, включая депутатов Кнессета. Часть парламентариев отказались участвовать в открытии зимней сессии, если на церемонии появится президент.
Моше Кацав решил не провоцировать еще больший скандал и через своего брата Лиора объявил, что не будет зачитывать приветственную речь и вообще избавит Кнессет от своего присутствия.
Таким образом, уже во второй раз за недолгое время глава государства был вынужден отказаться от выполнения своих прямых обязанностей. (Первый раз он отказался от участия в принятии присяги новым главой Верховного суда страны).
Утрата доверия к Кацаву фактически парализовала функционирование института президента Израиля.
Возможно, что именно поэтому адвокат президента Цион Амир (Zion Amir) 16 октября заявил, что Моше Кацав сам подаст в отставку, если в его адрес будут выдвинуты официальные обвинения.
Добровольный уход лишит главу государства положенного ему по должности иммунитета от судебного преследования, но хотя бы позволит сохранить лицо, избежав унизительной процедуры импичмента.
Учитывая скрупулезность полицейских в деле сбора доказательств по этому делу, мало у кого остаются сомнения в том, что генеральный прокурор все-таки примет решение о предъявлении обвинений. Если Цион Амир ничего не перепутал, то это будет означать немедленную отставку главы государства.
В этом случае функции президента до следующих выборов будет исполнять спикер Кнессета Далия Итцик (Dalia Itzik). Затем парламент должен будет решить, чья кандидатура лучше других подходит на пост нового президента страны.
Согласно израильскому законодательству, президент избирается не всенародным голосованием, а депутатами Кнессета.
А дело об изнасиловании, домогательствах, мошенничестве и прочем будет вестись в отношении гражданина Кацава, но не главы государства. Для политической элиты и страны в целом это, конечно, будет большим облегчением.