20 октября 2006 года на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже был дан официальный старт торговле фьючерсами на российскую экспортную смесь нефти. Контракты получили название REBCO (Russian export blend crude oil). Они призваны защитить интересы отечественных нефтяников и замедлить рост цен на бензин на внутреннем рынке страны.
В настоящее время российская нефть продается под маркой Urals c дисконтом к цене сорта Brent. По такой схеме определяется стоимость 65 процентов добываемой в мире нефти. В последнее время, когда цены на углеводороды били рекорд за рекордом, российское руководство и нефтедобывающие компании такая схема ценообразования устраивать перестала.
Дело в том, что рыночной стоимости углеводородного сырья из России не знает никто. Из-за этой неопределенности отечественные производители нефти, по оценкам экспертов, теряют 4 доллара с каждого барреля. Учитывая тот факт, что наша страна ежедневно экспортирует около 7 миллионов баррелей нефти, размеры потерь представить не трудно.
Для того, чтобы выяснить, сколько же стоит углеводородное сырье, необходимо начать торговлю им сразу на нескольких биржах. Одной из них была выбрана крупнейшая площадка в мире - Нью-йоркская товарно-сырьевая биржа. Официально торговля фьючерсами на российскую смесь REBCO началась 20 октября. Реальные же операции по контрактам начали производить 23 октября.
В соответствии с новым фьючерсом, который получил код RE, нефть будет доставляться из расположенного в России порта Приморск на условиях free-on-board (продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда товар переходит через поручни судна в указанном порту отгрузки). Объем контракта равен 1000 баррелей, он номинирован в долларах США.
Договор о запуске новых фьючерсов на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже был заключен фирмой Expertica при участии российского консорциума "Альфа-Групп". На церемонию начала торгов в крупнейший мегаполис Соединенных Штатов прибыл заместитель главы Минэкономразвития Кирилл Андросов. По его словам, успешный запуск и функционирование нового фьючерса позволит начать проект по созданию российской товарно-сырьевой биржи.
По словам заместителя главы МЭРТ, правительство намерено обязать госзаказчиков приобретать на новой торговой площадке России не менее четверти годового объема топлива. Соответствующее распоряжение уже готовится правительством.
По мнению чиновников из Минэкономразвития, данная мера позволит привлечь к работе на бирже как покупателей, так и продавцов нефтепродуктов. В настоящий момент МЭРТ ведет переговоры на эту тему с представителями Министерства обороны, а также другими ведомствами.
Эксперты считают, что создание биржи позволит снизить цены на бензин на внутреннем рынке. Однако их мнение Андросов не разделяет, отмечая, что новая торговая площадка не станет панацеей от роста цен. В то же время он надеется, что топливо на бирже будет не дороже, чем при заключении прямых контрактов.
Начать торговлю на площадке планируется уже весной 2007 года. Для реализации планов правительства будет создано некоммерческое партнерство. В него войдут представители нефтяных компаний, естественных монополий и государства.
Как показали результаты проведенного еще пять лет назад исследования, за десятилетний период российские нефтяные компании при поставках по этому трубопроводу понесли убытков примерно на три миллиарда долларов. Было установлено, что потребители из Центральной и Восточной Германии участвовали в ценовом сговоре. В результате им удавалось диктовать заниженные цены на поступавшее из России по "Дружбе" сырье. По прошествии некоторого времени факт сговора подтвердили и представители "Транснефти" совместно с чиновниками Минпромэнерго.
Правительство надеется, что запуск новых фьючерсов, а также создание нефтяной биржи позволит наконец-то "отвязать" стоимость российской нефти от цены североморской марки Brent. Очевидно, что все вышеперечисленное делается для превращения России в энергетическую сверхдержаву, чего добивается Владимир Путин.
В то же время остается неясным, насколько иностранные компании готовы участвовать в торговле российским сырьем по новым правилам. За первые несколько часов Нью-йоркской биржи не было заключено ни одной сделки на поставку нефти REBCO.
Андрей Филатов