Мир
21:12, 24 октября 2006

Характер венгерской свободы В Венгрии отметили пятидесятую годовщину антисоветского восстания

23 октября Венгрия отметила пятидесятую годовщину антисоветского восстания 1956 года. Но, как и ожидалось, в Будапеште эти драматические события вспомнили по-особому - город на время вернулся на полвека назад: на улицах возводились баррикады, а в полицейских летели камни. Однако нынешние события не были обращены к прошлому, оппозиция использовала исторические аналогии для новых нападок на премьер-министра Ференца Дюрчаня.

Свободные радикалы

Венгерские власти в этот день планировали устроить торжественные мероприятия - местом для их проведения была выбрана Площадь героев, на которой находится памятник жертвам восстания 1956 года. Здесь же расположено и здание парламента Венгрии. Перед ним на лужайках с конца сентября стоят лагерем оппозиционеры. Они требовали, хотя и не слишком активно, отставки премьер-министра Ференца Дюрчаня, а их палатки, естественно, мешали праздничной церемонии. Поэтому в ночь на понедельник около двух тысяч полицейских очистили не без помощи резиновых дубинок площадь от митингующих. Попытка сторонников оппозиции отбить свои позиции потерпела неудачу, десять человек были арестованы.

Однако манифестантов это локальное поражение не остановило. Уже к полудню на площади рядом с кинотеатром "Корвин", который в 1956 году стал одним из оплотов венгерских повстанцев, собрались 30 тысяч человек. Центр Будапешта оказался парализован. Для разгона этой акции протеста полиция использовала уже проверенные в сентябрьских акциях средства - слезоточивый газ и водометы. Столкновениями с полицейскими закончилась и попытка провести манифестацию на центральных улицах - в районе проспекта Байчи-Жилински и улицы Яноша Араня. Там демонстранты выстроили баррикады из мусорных контейнеров и забрасывали полицейских камнями и бутылками.

На соседнем проспекте Андрашши полиция применила оружие. Стреляли, правда, в воздух, чтобы оттеснить толпу. В нескольких кварталах от этого места, у гостиницы "Астория", также был разогнан несанкционированный митинг, в котором участвовали активисты правой оппозиционной партии "Фидес" (Венгерский гражданский союз). Другая часть протестующих двинулась к городской тюрьме на улице Марко, требуя выпустить всех задержанных во время волнений прошлого месяца. Однако участники шествия были встречены несколькими сотнями полицейских.

Премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань. Фото AFP
Lenta.ru

К вечеру демонстранты снова попытались приблизиться к зданию парламента, которое было оцеплено полицией. По сообщениям СМИ, манифестанты были рассеяны после того, как против них применили резиновые пули. Четыре человека получили ранения, одному из участников акции протеста резиновая пуля попала в голову. После этого демонстранты захватили старый советский танк Т-34, который был выставлен возле здания парламента в память о событиях 1956 года. Боевая машина оказалась исправной, ее удалось завести, и демонстранты попытались прорвать на ней полицейские кордоны. Однако танк, проехав несколько сотен метров, заглох. "Экипаж" выкуривали при помощи слезоточивого газа.

По различным оценкам, общее число протестующих, которые вышли в этот день на улицы Будапешта, составило от 80 до 100 тысяч человек. По сведениям СМИ, в столкновениях с полицией в основном участвовали ультраправые радикалы. Молодые люди с черными повязками на лицах переворачивали машины и разбивали витрины магазинов. Также сообщалось, что некоторым демонстрантам удалось пробиться к синагоге Будапешта, после чего они начали выкрикивать антисемитские лозунги и закидывать здание бутылками.

Тени 1956 года

Оппозицию, в сущности, интересовал не исторический, а психологический эффект трагической для венгров даты 23 октября. И момент, надо сказать, был выбран точно. Премьер Ференц Дюрчань - социалист, а в прошлом активист Лиги коммунистической молодежи, и в день годовщины антикоммунистического восстания это вызывало вполне определенные ассоциации.

В этот день практически не звучали антироссийские лозунги. Оппозиция вывесила плакат на кафедральном соборе, надпись на котором должны были видеть не только жители города, но и зарубежные делегации: "Добро пожаловать в страну Ференца Дюрчаня, где ложь выдается за правду, а грех за доблесть. Помогите нам сделать так, чтобы он ушел в отставку".

Лидер оппозиционной "Фидес" Виктор Орбан в своей заявил, что нынешние социалисты "недалеко ушли от коммунистов". "И те, и другие лгали нам, чтобы остаться у власти", - подчеркнул он. Сам же премьер Ференц Дюрчань, которого на протяжении почти двух месяцев оппоненты вынуждают уйти в отставку, не мог не затронуть нынешнего кризиса в Венгрии, однако он не согласился с оценкой ситуации в стране и историческими аналогиями: "Восстание 1956 года представляло собой борьбу за свободу. События 2006 года касаются характера свободы и демократии. Обсуждается то, какой демократия должна быть".

Дюрчань назвал протестующих "агрессивным меньшинством", поддержав жесткие действия полиции по разгону демонстраций. Его тактика вполне ясна - он стремится показать "агрессорами" всю оппозицию, однако стоит отметить, что акции протеста правых радикалов и главной оппозиционной силы страны "Фидес" отличаются друг от друга. Партия Орбана открестилась от погромщиков, ее митинги проводились в стороне от демонстраций ультраправых. Однако и в словах Дюрчаня есть доля правды, ведь лидер "Фидес", намеренно или нет, но содействует радикалам. Во время сентябрьских выступлений он отказался идти на переговоры с главой правительства, чем лишил себя пространства для маневра.

Единственным итогом всех этих событий стал наметившийся раскол венгерского общества. Это заметил (одним из немногих) президент Венгрии Ласло Шайом, - фигура во власти, конечно, номинальная, но именно он призвал преодолеть противоречия. Очевидно, президент увидел в этом кризисе нынешней власти повторение ситуации, которая сложилась после 23 октября 1956 года.

По мнению историков, именно события полувековой давности внесли серьезный раскол в венгерское общество, оправиться от которого оно не может до сих пор. До восстания у Венгрии было два пути развития. Первый предлагали умеренные политики - они считали, что не стоит отказываться от строительства социализма (понимая, что выйти из-под влияния СССР им не удастся), необходимо лишь придать ему "человеческое лицо". То есть, по сути, продолжить курс на десталинизацию и покончить с остатками режима Матьяша Ракоши. Проводником этого курса был Имре Надь, сменивший Ракоши в качестве венгерского лидера сразу после смерти Сталина в 1953 году.

Лидер правой оппозиционной партии "Фидес" Виктор Орбан. Фото с сайта wikipedia.org
Lenta.ru

Второй путь был более радикальным, он предполагал окончательный разрыв отношений с Москвой и обращение за помощью к Западу. Однако Надь пытался лавировать между двумя лагерями, что в итоге привело к краху режима и вводу советских войск в страну. Кстати, Запад тогда не помог венгерской революции. Новый лидер Янош Кадар, который был поставлен Москвой, выбрал тот путь, который предлагали умеренные политики, однако было уже поздно, к этому моменту общество было расколото. И то, что происходит сейчас в Венгрии, - в значительной мере последствия событий 1956 года, считают наблюдатели.

Вполне справедливо мнение о том, что после публикации скандальной аудиозаписи нынешние левые в лице лидера Социалистической партии Ференца Дюрчаня подорвали свой авторитет. Однако в целом они не потеряли большей части своих сторонников. Поэтому приход к власти правых сил может быть расценен ими как переворот, а это только усилит политические разногласия. Одним из возможных выходов из кризиса может стать создание коалиции. Но, судя по тому, как действуют политики - и Ференц Дюрчань, и Виктор Орбан, - договориться им будет очень сложно.

Руслан Кадрматов

< Назад в рубрику