Наука и техника
22:11, 25 октября 2006

Неядерный ренессанс История и перспективы неатомного подводного флота.

Ядерный подводный флот был и остается дорогостоящей игрушкой сверхдержав. Строительство и эксплуатация подлодок с ядерной энергетической установкой дороги сами по себе, а политические ограничения практически исключают возможность свободной продажи АПЛ на международном рынке оружия. Подводные лодки с неядерными энергетическими установками, таким образом, остаются единственным вариантом укомплектования подводных сил для большинства флотов мира.

Достигшие пика своего развития во время Второй мировой войны, в разгар холодной войны дизельные подводные лодки считались "оружием бедных". Они были значительно дешевле АПЛ, и столь же значительно уступали атомным субмаринам по боевым возможностям. Консервативные конструкции лодок, основанные на проектах Второй мировой, малая дальность плавания "в бесшумном режиме" на электромоторах, высокая шумность при движении в режиме РДП (работа дизеля под водой) и другие недостатки делали дизельные лодки "субмаринами второго сорта".

Дизельные подводные лодки холодной войны можно разделить на три класса: большие, или океанские подлодки - водоизмещением от 1,5 тысяч тонн, с дальностью плавания приближающейся или превышающей 10 тысяч морских миль, большим торпедным боезапасом (20-26 единиц). В качестве представителей этого класса можно выделить советские лодки проектов 611, 641 и 641Б, британские типа "Оберон" и некоторые другие. Фактически они являлись дешевой альтернативой ядерным подводным лодкам, оптимальным средством воздействия на океанские коммуникации развивающихся государств, не располагающих мощными противолодочными силами.

ПЛ проекта 641Б. Фото c cайта worldnavy.info
Lenta.ru

Характеристики больших лодок предопределили их популярность среди стран, обладающих протяженными морскими границами - Индии, Китая, Австралии, Канады, некоторых других. К классу океанских подлодок относятся и все дизельные субмарины японской постройки, которые вошли в состав морских сил самообороны Японии после возрождения подводного судостроения в этой стране.

В настоящее время строительство океанских неатомных ПЛ продолжается только в Японии, которая в силу политических ограничений не может строить атомные подводные лодки.

Вторым и наиболее распространенным классом дизельных подводных лодок являются средние (они же морские) лодки. Наиболее характерными представителями этого класса стали советские ПЛ проекта 613 (построенные самой большой в мирное время серией - свыше 200 единиц), их "экспортный вариант" - проект 633, французские ПЛ типа "Дафне", немецкие типа 209.

ПЛ типа Oyashio ВМС Японии. Фото с сайта worldnavy.info
Lenta.ru

Водоизмещение этих лодок находится в диапазоне 1000-1600 тонн, дальность плавания - 6-9 тысяч миль и уменьшенным по сравнению с океанскими ПЛ запасом торпед (12-16 торпед). Этот класс лодок активно развивается и в настоящее время. Средние подлодки, сохранив свои характеристики по дальности плавания и вооружению, значительно прибавили в водоизмещении за счет перехода на новые формы корпуса, обеспечивающие меньшую шумность и большую скорость хода.

Наиболее характерными представителями нового поколения средних неядерных лодок являются российские субмарины проектов 877, 636 и 677, немецкие проекта 212, испанские типа Scorpene.

К третьему классу, также продолжающему развиваться и сейчас, относятся малые, они же прибрежные лодки. Эти субмарины, стандартным водоизмещением от 250 до 500 (в настоящее время до 1000) тонн, предназначены для действий на замкнутых, мелководных и прибрежных театрах (Средиземное, Балтийское, Черное, Северное моря, острова Юго-восточной Азии, прибрежные воды Китая и другие подобные районы). К представителям этого класса относятся, например, немецкие подлодки типа 205, израильские ПЛ типа GAL, строившиеся в Великобритании по немецкой лицензии. В последние годы на мировом рынке оружия предлагаются российские лодки проекта "Амур-950", также относящиеся к классу малых субмарин.

ПЛ проекта 877. Фото ЦКБ "Рубин"
Lenta.ru

От статуса "лодок второго сорта" неатомные субмарины избавились после окончания холодной войны. Концепция "флот против берега", принятая в США, предопределила рост популярности вооружений, предназначенных для применения на морских и прибрежных театрах военных действий. С политическими обстоятельствами совпал и технологический рывок - корпуса новой архитектуры, малошумные двигатели, аккумуляторные батареи повышенной емкости, воздухонезависимые энергетические установки и другие усовершенствования позволили повысить характеристики лодок.

По ряду параметров неатомные подводные лодки приблизились и даже превзошли субмарины с ядерными реакторами. Прежде всего, это касается скрытности подлодок - современные неатомные субмарины на электромоторах способны двигаться под водой намного тише, чем ядерные подлодки с турбинными установками.

Современные неатомные подводные лодки оснащаются автоматизированными системами боевого управления, объединяющими средства обнаружения и системы управления вооружением субмарин. В отличие от атомных многоцелевых подводных лодок, средства обнаружения которых ориентированы, прежде всего, на обнаружение подводных целей, дизельные подлодки в основном ориентируются на противокорабельные задачи.

Одной из основных особенностей современного рынка неатомных подлодок является широкая международная кооперация по проектированию и строительству субмарин. Собственное строительство неатомных подлодок без привлечения зарубежных комплектующих ведут в настоящий момент только Россия и Германия. Остальные страны, строящие подводные лодки, привлекают помощь из-за рубежа в виде покупки лицензий, оборудования или совместной разработки проектов. Среди таких "технологических содружеств" можно отметить связки Швеция-Норвегия-Австралия, Германия-Италия-Греция, Испания-Чили, Германия-Индия, Россия-Индия, Россия-Китай, и другие.

Подводные лодки являются дешевым и вместе с тем чрезвычайно эффективным средством вооруженной борьбы. Стоимость одной неядерной субмарины среднего класса составляет, в зависимости от проекта и комплектации, 150-300 миллионов долларов (цена современной атомной многоцелевой субмарины находится в диапазоне 1,2-2,5 миллиарда долларов). Вооружение лодок позволяет им бороться с боевыми надводными кораблями и подводными лодками, противодействовать транспортным перевозкам и десантным операциям противника, осуществлять минные постановки и специальные операции.

В отличие от надводных кораблей, представляющих ценность в составе сбалансированных соединений, и в отсутствие поддержки имеющих крайне ограниченные возможности, особенно в условиях превосходства противника, подводные лодки ценны сами по себе. Вооруженная торпедами и противокорабельными ракетами субмарина, имеющая необходимый запас продуктов и воды, способна действовать в одиночку против превосходящих сил противника.

ПЛ проекта 677. Фото с сайта worldnavy.info
Lenta.ru

В результате, спрос на подводные лодки, новые и подержанные, продолжает оставаться высоким. Наиболее активно приобретают подводные лодки ВМС стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После сокращения в 90-х годах прошлого века вновь активизировали постройку субмарин страны Европы. Новейшие подводные лодки являются не только оружием, но символом престижа, таким же, каким в надводном флоте являются авианесущие корабли.

В перспективе спрос на подлодки и их значение будут возрастать, равно как и значение морского сектора рынка вооружений в целом. Одной из главных причин такого роста является увеличение экономического значения мирового океана. Рост населения Земли, постепенное истощение природных ресурсов на континентах и развитие технологии приводят к более активному освоению биологических и минеральных ресурсов шельфа. Свое влияние оказывает и рост объема международных морских перевозок. Следствием становятся политические споры за те или иные участки морской поверхности и дна, за ключевые острова и проливы. В этих условиях, государства, стремящиеся защитить свои интересы на море, опираются на военно-морской флот, за века существования доказавший свою эффективность в качестве боевой силы и инструмента политического влияния.

Илья Крамник

< Назад в рубрику